Бибинур Сабирова: Всё о тех же татарских средствах массовой информации Тюменской области
.
      Удовлетворяют ли  татарские средства массовой информации запрос татарской аудитории?
  • Чтобы дать вразумительный  ответ на заданный вопрос, необходимо   возобновить   в памяти общие требования к средствам массовой информации.

  • Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (Закон о СМИ) регулирует отношения между участниками производства массовой информации в России: между обществом и СМИ; государством и СМИ.
  •   Закон о СМИ  установил  запрет цензуры.

  • Каковы цели и задачи СМИ?
  • Важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях, предусматривает не только беспристрастную констатацию тех или иных фактов, но комментирование и дает объективную оценку событий.    
  • Образовательная функция.СМИ оценивает  и упорядочивает сведения, получаемые из СМИ и других источников, помогает потребителю правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

  • Функция критики и контроля.
  • Объектом внимания СМИ  являются и президент, и правительство,  избранные  особы и суд, и различные направления государственной политики.
  • Контроль СМИ не менее эффективен и даже более строг, чем контроль государственных и хозяйственных органов, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

  • Функция выражения различных общественных интересов
  • СМИ обязаны обеспечить возможность публично выражать свое мнение, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, на инициирование политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности, формирование общественности и общественного мнения.
  • Помимо этого, этническая журналистика выполняет функцию самопознания народом своего этнического бытия, консолидации и интеграции этноса, его культурной самобытности. 

  • Татарские средства массовой информации Тюменской области
  •  Вот уже на протяжении 30 лет  жизнь татар  нашего Тюменского края освещают СМИ: газета «Янарыш» (главный редактор Алсу Сагитова, основателем был Азат Сагитов), радиопрограмма «Дусларга сукмак» (Диана Халилова), телепередачи «Яңа сулыш” (Новое дыхание – преемница телепередачи “Очрашулар”, которую вела Гульсина Ниязова)  и “Себер йолдызлары” (Звезды Сибири”) – ведущая Лейсан Хурматуллина. Это те средства массовой информации, которые финансирует   Администрация Тюменской области, благодаря чему они работают стабильно. Функционирует в Тюмени корреспондентский пунк “ТНВ – Планета” (София Хайруллина), организованная Конгрессом татар Тюменской области, он освещает  события, происходящие в татарском мире региона, на русском языке.
  • Общественный нинтернет-журнал ak-kalfak.ru  функционирует с 2011 года, состоит из двух разделов: на татарском и русском языках, ведет свою деятельность на общественных началах,  является преемником общественно-политического и литературно-художественного журнала «Ак калфак», который выходил в бумажном варианте с 1997 года по 2009 год, главный редактор  и ведущая – Бибинур Сабирова.
  • Духовную жизнь мусульман, в том числе татар,  освещает духовно-просветительская газета “Хикмет” при ДУМ ТО (шеф-редактор  Зиннат-хазрат Садыков) – также при финансовой поддержке Администрации Тюменской области.  При Конгрессе татар Тюменской области есть  сайт ktto.ru? Кроме этих СМИ, функционирует религиозная газета  “Муслим-инфо”. Она изредка получает материальную помощь  из областного бюджета, в основном  держится на энтузиазме ее создателя – главного редактора Калиля Кабдулвахитов.
  • Появлялись и исчезали и другие средства массовой информации без государственной поддержки.
  • Первой ласточкой татарской СМИ на заре демократических преобразований в стране была газета “Өмет” (Надежда) на татарском языке, которую издали в Тобольске Минзат Ибатуллин с Анасом Гаитовым. В Тобольске вышло несколько номеров газеты  “Мирас” (Наследие”) на татарском и русском языках, изданной Региональной общественной организацией “Мирас” под руководством Луизы Шамсетдиновой. Изредка выходит газета   “Кәбәрце” (Вестник) на сибирско-татарском языке под началом лидера сибирско-татарского движения Анаса Гаитова. Более продолжительное время выходила газета “Сибирия” при  Конгрессе татар Тюменской области, которую курировал председатель Исполнительного комитета КТТО Ринат Насыров.   Главным редактором этой газеты была имеющая профессиональную подготовку   журналист Ильсияр Бабушева-Каримова, которая писала  на татарском и русском языках. Обучаясь на факультете журналистики в Тюменском государственном университете, она проходила практику у нашего незабвенного журналиста Наиля Алана, сохраняла  в своей деятельности верность учению своего наставника: тематика газеты была разнообразной, публикации увлекательные, газета выходила на русском и татарском языках, была больше ориентирована на молодежь. Эта интересное издание тоже прекратило свое существование, и Ильсияр Каримова, к сожалению, ушла из  татарской журналистики.  
  • Как показывает практика, без государственной поддержки газеты и журналы  в нашем регионе не могут долго существовать. Сколько бы ни жили,  смогли они сказать свое слово, освещали актуальные для татар проблемы и остались в памяти людей. 
  • Как оценивается состояние сегодняшней татарской журналистики нашего региона?
  • На вопрос: «Отвечают ли запросам татарской аудитории  функционирующие в настоящее время газета “Янарыш”, радиопередачи “Дусларга сукмак” (Тропинка к друзьям), телепередачи  “Новое дыхание” ,  “Себер йолдызлары?» ответили общественные деятели:  
  • Гаитов Анас Гаитович, общественный деятель, один из лидеров сибирско-татарского движения: 
  • -  С одной стороны, мы рады, что есть у нас средства массовой информации “Янарыш”, радиопередача “Дусларга сукмак”, телепередачи “Новое дыхание”, “Сибирские звезды” при финансовой поддержке органов власти. Думаю, не во всех регионах России татары пользуются такой поддержкой власти в плане  содержания национального информационного поля. Как бы то ни было, эти СМИ  освещают жизнь татар нашего региона, события, происходящие в крае, праздники, национальные обряды, традиции.   Если заглянуть глубже, то радоваться нечему. Многих татар – наших земляков не устраивает то, что  они освещают все, что происходит в нашем татарском мире, как великие достижения и успехи, не давая им объективную оценку. Отсутствует аналитика, критика, освещение актуальных проблем, как будто ни в социально – экономическом положении сельского населения, ни в  области образования и культуры, в сфере удовлетворения духовно-культурных запросов татарского населения, соблюдения права на сохранение и изучение родного языка все благополучно,  все вопросы решены, нет никаких проблем. А ведь нерешенных проблем много. Понятно, что не обо всем дозволено писать, говорить, но даже предоставленными законодательством возможностями для правдивого отражения реальной действительности журналисты не пользуются.
  • Они много пишут, рассказывают о замечательных людях,  их герои такие умные, талантливые, сумели создать  благополучие семей, вырастить прекрасных, успешных детей…  Конечно, хорошо это, всем интересно узнавать о таких замечательных  представителях нашего народа, но в любом деле перебор – это не есть хорошо. Помимо этого, люди жаждут слова правды о нашей реальной жизни со всеми трудностями, противоречиями,  ждут, когда, кем будут решены волнующие их проблемы, ждут от газеты, радио-телепередач мысли, а ее нет в их публикациях, передачах. Татары возмущаются по поводу того, что телепередачи “Новое дыхание” и “Сибирские звезды” Лейан Хурматуллина продолжает вести на русском языке, несмотря на многократные замечания, огорчаются тем, что сужается круг общения на родном языке, но  сетуют только между собой, остерегаются  высказывать резкие суждения вовсеуслышание. Многие молчат потому, что их не волнует судьба родного языка, проблемы сохранения самобытности, ленятся думать, их устраивают публикации, передачи легкие, не заставляющие размышлять. Ведь  кто-то должен пробудить в их душах  интерес к судьбе своего нарда. Я так думаю, каков народ сам, такова его журналистика. Написали о нем хорошо в газете – он тем и доволен, остальное его не беспокоит. Наблюдается снижение у татар чувства национального самосознания, а ведь повышение самосознания у населения – это одна из главных задач национальных СМИ.  Однако  приходится признать, что национальное самосознание  и у самих татарских  журналистов низкое. Могу привести конкретный пример. Недавно между корреспондентом газеты “Янарыш” и одной женщиной с активной жизненной позицией и горячим сердцем возник спор. 
  •  
  • Дама задает вопрос корреспонденту:
  •  -  Почему газета не раскрывает проблемы, не рассказывает об упущениях, недостатках, препятствующих развитию татар?
  • Корреспондент:
  • -  Нам деньги платят русские, а не татары. 
  •  Дама:
  •  -   По-вашему, русские – это власть, а мы, татары, кто? Мы  вносим в бюджет деньги в виде налогов в таком же объеме, как и русские, по закону мы имеем равные права, имеем право и  на  полноценное образование, изучение родного языка, сохранение и развитие наших духовно-культурных ценностей при поддержке государства. Вы, журналисты, обязаны донести как до своих читателей, так и до руководителей органов власти проблемы, касающиеся культурного развития тата. Донести мысль о том, что чем крепче будет семья – ячейка государства - тем сильнее будет государство, а любая национальная семья черпает жизненные, духовные силы из глубоких корней духовно-культурного наследия народа, которое надо сохранять и развивать.  Кто донесет до власти наши, чаяния и пожелания, как не журналисты? 

  • Проработавшая десятки лет в данном издании корреспондент рьяно продолжала отстаивать  свою,  не понятную адекватному человеку,  точку зрения в этом споре, так и осталась при своем мнении. 
  • Очевидно,  она  выразила общую позицию   коллектива редакции “Янарыш”.

  •  Рифкать Насибуллин, ветеран  труда, общественный деятель, бывший заведущий ликвидированного  отдела национальных литератур в областной научной библиотеке, после чего работал  ведущим специалистом Комитета по делам национальностей вплоть до выхода на заслуженный отдых: 
  •  Самой большой проблемой является разобщенность татар, раздробленность их по группировкам, кланам, это и является одной из серьезных причин застоя в татарском культурном развитии, что сказывается и на деятельности СМИ. Каждое средство массовой информации работает в своем закрытом мире, журналисты не изучают состояние национально-культурного движения, не видят, что оно в глубоком застое, а ведь образовавшийся вакуум в сфере идеологии могут заполнить любые деструктивные силы. Газета “Янарыш” не  допускает на свои страницы острые проблемы, радио-телепередачи далеко не такие, какими содержательными, интересными были они в те времена, когда их вели Гульсина Ниязова, Наиль Алан, Нурия Беломоина, их выхода в эфир и на экран наши земляки ждали с нетерпением.   
  • Обо всех проблемах относительно татарских СМИ  невозможно рассказать в данном формате разговора, коснусь лишь некоторых положений. Возьмем литературное творчество местных самодеятельных поэтов. Они  пишут стихи, выпускают сборники своих трудов, кто как может, кому-то деньги выделяет Администрация области, кто-то находит деньги сам. Книги выпускаются, но  их никто не анализирует, не дает квалифицированную оценку, за исключением хвалебных в их адрес  статей и выступлений.  Существуют клубы самодеятельных писателей, Союз сибирско-татарских писателей, но руководят ими те же самодеятельные поэты, некоторые из которых не имеют даже филологического образования, не могут оказать помощь занимающимся творчеством, анализировать их произведения.  Кто умеет добиваться своего, тому власть выделяет деньги, а кто-то, возможно, пишет лучше, но не может настойчиво просить – тот и не получает ничего.  
  • Бибинур апа, вы ведь тоже  говорили, что книги, на издание которых выделяет финансовые средства Администрация области, должна отбирать  комиссия, состоящая из компетентных специалистов, что должна быть литературная критика. Естественно, если мы говорим и создаем сибирско-татарскую литературу, для того, чтобы она развивалась, надо думать и о создании профессиональной литературной критики.  А «Янарыш» продолжает печатать  подряд поступающие в редакцию произведения, никем не оцененные, а ведь они призваны воспитывать высокий художественно-эстетический вкус у читателей, формировать желание читать литературу на родном языке.. Раз газета печатает произведения местных поэтов, она и обязана оказать содействие зарождению литературной критики.
  • Все имеющиеся недостатки, упущения СМИ – это результат того, что сфера татарской печати в нашем регионе не упорядочена, никто ее не курирует, не проводятся пресс-конференции с участием журналистов, читателей, никто нигде не может высказать мнение о работе СМИ.
  • Это, в свою очередь, является следствием того, что не разработана концепция развития татар нашего региона, не выработана национальная идея, поэтому люди не могут объединиться,  не знают вокруг какой конкретной идеи сплотиться, потому разобщенность татар усугубляется с каждым годом, уходит все глубже и глубже. На этом фоне отдельные представители  татар начинают диктовать обществу свои правила, ущемляющие интересы не только отдельных личностей, но и всего сообщества татар.  Выросли  люди, которые пытаются переписать историю татар нашего края, искажая факты не только столетней давности, но и недавнего прошлого. Искажение истории наблюдается и в книгах некоторых авторов. Дело дошло до того, что выпускают книги, серию “Жизнь замечательных людей” зачастую на основе материалов, написанных о себе самом самими героями этих книг или брошюр.  А кто не захочет, не постарается возвысить себя?! Я не ставлю под сомнение  личности достойных героев этих книг.  Однако считаю, что настало время сказать, что во избежание недоразумений, недовольства среди татарского населения  статьи ли, очерки ли или книги «о замечательных людях»  должны создаваться  после тщательного изучения автором жизни и деятельности каждого героя, это должно быть творчеством самого автора. Такая мысль возникла у меня не на пустом месте, приходится слышать от наших земляков, что тот или иной человек, оказавшийся великим  героем книги какого-то автора, на самом деле  не заслуживает такой чести. Ведь люди друг друга знают хорошо, порой лучше, чем тот, кто создает “шедевр” о  том или ином герое. Героев для книг  серии “Жизнь замечательных людей”, издаваемых  за счет бюджетных средств,   должна  отбирать, утверждать специальная комиссия. СМИ должны  принимать участие  в этих процессах.  
  • В народе говорят “Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь”. Однако не все внемлют этой народной мудрости, с их языка частенько слетают слова оскорбления, клевета на кого угодно. На фоне раздробленности татар совершаются порой непристойные действия, которые  позволяют себе  лидеры этих группировок.  Они могут незаслуженно оскорбить человека, унизить, оказать давление на средства массовой информации, требовать для себя непомерно больше, чем для других, забывая о долге ответственности за содеянное. Буквально на днях на заседании оргкомитета по подготовке к “Сулеймановским чтениям” произошел  такой инцидент. На мое предложение рассмотреть на научно-практической конференции вопросы, касающиеся сохранения самобытности сибирских татар, профессор  Ханиса Алишина высказалась категорично:  “Мы одни татары, не надо выпячивать какую-либо этническую группу татар!”  Когда я попытался   разъяснить, что единство татар может сложиться лишь при  создании  условий для сохранения и развития особенностей языка, культуры, традиций каждой группы, так как культура каждой  этнической группы является составной частью общетатарской культуры, что “Сулеймановские чтения” – это единственный проект, который рассматривает проблемы сибирских татар,  Ханиса Чаудатовна озвучила  свой вердикт: «Рифкать Насибуллин – экстремист». Возникает вопрос, почему она  ведет себя так, как будто она особенная и ей можно вести себя так,  как ей вздумается, не считаясь с другими, оскорбляя их.  Не потому ли, что властью и ее кланом  прощаются все ее неприглядные поступки, позволяется все, вследствие чего   она  свободно злоупотребляет вседозволенностью.
  • Представилась обществу еще одна ее хотелка. Перед органами власти, научным сообществом и общественностью  она позиционирует себя  основателем и организатором первых   “Сулеймановских чтений”,  несмотря на то, что  ни в организации, ни в учреждении данного проекта, ни в первых "Сулеймановских чтениях" Ханиса Чаудатовна участия не принимала.   Ведь люди знают это, шепчутся между собой, но вслух не говорят, боятся. А ведь ни для кого не секрет, что она является негласным цензором газеты «Янарыш». Никто, ни одна организация не занимается вопросами морально-нравственного оздоровления круга татарской общественности нашего региона.
  • Кроме того, в свет давно вышла статья “Сулеймановские чтения” – значимое событие в культурной и общественной жизни Тюменской области” ( авторы А.Х.Сайфуллина, Р.М.Насибуллин), где подробно описана история возникновения “Сулеймановских чтений, названы имена организаторов, всех тех, кто стоял у истоков зарождения проекта, ее имени там нет. Невзирая ни на что, Ханиса Чаудатовна  переписывает историю  “Сулеймановских чтений” на свой лад при живых свидетелях - их  участниках.
  • Хочу сказать, что пора уже журналистам перестать описывать нашу реальную жизнь как сплошной праздник, выдавать черное за белое, белое – за черное. Пора  начинать объективно отражать реальную действительность, не поддаваясь ничьему  давлению.  К сожалению, в средствах массовой информации, финансируемых властью,  отсутствуют  публикации на морально-этическую тему, а они очень нужны обществу.
  • Отсутствие в печати  аналитики, обсуждения  болезненных проблем  чревато тем, что создает видимость благополучия, которая тормозит развитие. Президент РФ Владимир Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что  “критика власти должна быть свободной, люди должны иметь право и должны обращать внимание на проблемы, в том числе и в функционировании властных институтов”. 

  • Динар Абукин, председатель НКА сибирских татар города Тюмени:
  • -  Нельзя сказать, что татарские средства массовой информации нашей области полностью отвечают высоким требованиям к печати. По требованию  Закона РФ о национально-культурных автономиях, СМИ должны полностью отражать деятельность национально-культурных автономий, жизнь своего народа, процессы интеграции. Могу отметить, не углубляясь в качество предлагаемых ею материалов,  газета “Янарыш” старается освещать всесторонне жизнь татар нашего региона, охватывает все события и мероприятия, проводимые для татар, не проявляя предвзятого отношения к тем или иным организациям, учреждениям. Наша Национально-культурная автономия сибирских татар Тюмени претворяет в жизнь довольно насыщенную программу, реализация ее в полной мере  отражается на страницах газеты “Янарыш”.
  • Чего не могу сказать о радио-телепередачах. Несколько лет тому назад ведущая “Дусларга сукмак” Диана Халилова пригласила меня один-единственный  раз для беседы и забыла о нашей организации. А вот Лейсан Хурматуллина, ведущая передачи “Новое дыхание”, “Сибирские звезды”, вовсе игнорирует деятельность НКА сибирских татар города Тюмени, интерес к ее деятельности не проявила ни разу.  К одним и тем же темам, героям своих передач  она обращается систематически, многократно. Мы считаем, что ее выборочное отношение к объекту освещения недопустимо, является грубым нарушением требований к СМИ,  журналистской этики. По этому поводу мы намерены обратиться в соответствующие органы власти. Те6лепередачи, финансируемые областным бюджетом, обязаны  освещать жизнь татар, деятельность общественных организаций, актуальные проблемы национального образования и культуры в полной мере, с широким охватом, без предвзятого отношения к тем или другим
  • организациям, органам, а не руководствоваться  лишь своими симпатиями или  антипатиями, телевидение – это не ее частная лавочка.
  • Хочу акцентировать внимание еще на одном важном вопросе – это работа с молодежью. Эта тема не освещается СМИ. Чем живет молодежь, к чему стремится, каковы ее идеалы, как она задействована в общественной жизни, кто с ней работает, как готовятся будущие лидеры  из среды молодого поколения – все это должно найти яркое отражение в средствах массовой информации. Ничего у нас пока не создается для детей, малышей, кроме того, что малая часть татарских детей изучает родной язык в школах с этнокультурным компонентом, не издается газета или красочный журнала для татарских детей на татарском и русском языках, как того требует время, нет и  телепередач для детей. Это одно из серьезных упущений в работе с татарским населением.  
  • В общем,  назрела необходимость упорядочения деятельности татарских СМИ и налаживания дела по книгоизданию. Пора думать о создании татарского книжного издательства и подготовке кадров для этой отрасли.
  •            Выводы
  • Отсутствие солидарности, отчужденность, противоборство среди  татарских журналистов  сполна, пожалуй, больше, чем кто-либо,  испытала на себе я, особенно тогда, когда была главным редактором духовно-просветительской газеты «Хикмет» при Духовном управлении мусульман Тюменской области. Все татарские средства массовой информации работали спокойно в своих узких мирах, никто их не трогал, никто не интересовался, как они работают, к чему стремятся. А вот вокруг «Хикмет», особо значимой для татар как духовно-просветительское издание, шумихи было предостаточно.
  • Эта газета  была учреждена в 1999 году по предложению бывшего губернатора Леонида Юлиановича Рокецкого, я была назначена главным редактором по рекомендации бывшего председателя  Комитета по делам национальностей Анатолия Константиновича Ушакова.  Рокецкий предложил делать ее на двух языках: на русском и  половину  – на татарском, языке коренного народа татар, самого многочисленного этноса среди мусульман региона. Она  не финансировалась областным бюджетом в полном объеме, ей выделялась лишь субсидия, которая покрывала почти лишь типографские расходы. 
  • Не смею сказать, что газета была идеальной во всех смыслах, поскольку творчество не имеет предела. Я сделала все, что смогла, сколько успела за недолгое время работы в качестве главного редактора этой газеты. Разработала концепцию ее деятельности, она была утверждена Комитетом по делам национальностей и Комитетом печати, зарегистрировала в Управлении юстиции.
  •  
  • Не просто было вести рлигиозно-светскую газету, так как я не имею религиозного образования,
  • Для меня душевной основой для этой работы было то, что  выросла я в обстановке высокой духовности, в нашей  большой дружной семье, где вообще ни из чьих уст не  звучали грубые слова, царила взаимоподдержка между детьми, сформировались добрые человеческие качества, благородные чувства. Не хвастовство это, истинная правда. Мой отец, Нигмадзян Тимерзянов (1905-1972),  имевший религиозное и светсвкое образование,  прошедший ад ВОВ, фашистские канцлагеря, отец 8 детей, человек исключительной порядочности, в конце 1960-х – начале 70-х годов прошлого столетия был избранным муллой города Тюмени после смерти муллы Рахимзяна Шигабутдинова, его односельчанина,  нес эту благородную службу  до последних дней своей жизни.  Духовное наследие,  переданное им, богатый опыт работы в системе образования и  журналистики,  жизненная мудрость и  помогли мне вести эту духовно-просветительскую газету.
  • Не смею сказать, что газета была идеальной во всех смыслах, поскольку творчество не имеет предела. Я сделала все, что смогла, сколько успела за недолгое время работы в качестве главного редактора. Разработала концепцию  деятельности газеты, зарегистрировала в Управлении юстиции. Концепция  была утверждена Комитетом по делам национальностей и Комитетом печати. Первые номера готовила одна, потом Галимзян-хазрат изыскал возможность принять на работу  на символическую оплату труда Мадину Уразметову, ветерана-педагогического труда, отличника народного образования РСФСР и России. Ее статьи на морально-этические темы, написанные  на основе конкретных жизненных ситуаций, намного обогатили газету. Галимзян-хазрат отгородил угол в помещении ДУМ ТО для редакции, желая создать более благоприятнуые условия для работы.  Большой вклад в газету вносили шеф-редактор Галимзян-хазрат, консультант по религиозным вопросам Абдулла-хазрат, имам-хатиб Казаровской мечети имени Хадиджи,  имеющий религиозное  и два высших светских образования.  
  • «Хикмет» была ориентирована  на все возрасты, на  мусульман всех национальностей, и для татар она была значимым изданием. Жизнь татар в вере описывалась на татарском языке, что очень нравилось читателям, слова на родном языке глубоко проникали в их души. Раскрывалась связь религии с наукой, культурой, образованием, поднимались проблемы, касающиеся  родного языка, культуры, особое внимание уделялось освещению жизни деревень с их радостями, большими и малыми проблемами, нуждами. Были  страницы для малышей и подростков. Все публикуемые материалы освещались светом Ислама, этики веры. Освобожденного верстальщика не было, так как не позволяли финансы принимать на работу мастера по верстке. Верстали газету вместе с приходящим мастером-верстальщиком по ночам, в его свободное время. Возвращались под утро пешком, одухотворенные чувством победы, что смогли создать и этот номер, шли по городу,  наслаждаясь ночной тишиной и чувством удовлетворения. Нам была очень дорога газета «Хикмет».
  • После того, как мы с Мадиной Уразметовой, единственной помощницей моей,  вынуждены были покинуть газету с приходом нового председателя ДУМ ТО, один из представителей татарской интеллигенции  - читателей газеты  сказал мне в личной беседе: «Как жаль, что вы ушли из газеты, это большая потеря для татар. Газета была на высоком интеллектуальном уровне, поначалу татары не сразу вникли в ее суть. Теперь, когда халык (народ) понял  ее, полюбил,  ваш уход воспринимается подобно тому, как подстрелили бы птицу, парящую высоко на небе”. У меня и у самой было такое ощущение. 
  • В 2014 году произошла смена руководства ДУМ ТО. Ушел Галимзян-хазрат Бикмуллин.  Пришел Зиннат-хазрат Садыков, имам Каскаринской мечети, но не имеющий достаточного религиозного образования. Он – офицер в отставке, на первых порах военная выправка ярко сказывалась на его общении с людьми.  Придя на эту должность, он дал свою оценку газете “Хикмет” :
  • -  Вы вместе с Галимзяном –хазратом пропогандировали через “Хикмет” ваххабизм, не имея религиозного образования, вы не имели  писать статью о традиционном исламе.
  • На вопрос, как он понимает традиционный илам, он ответил:
  •  - Это то, что нам оставили предки.
  •  – А вы знаете, что в каждой деревне  есть свои, отличные от других, традиции, вплетенные в религиозные обряды? Что, теперь для каждой деревни будем создавать свой отдельный ислам и называть его традиционной? 
  • После этого разговора, несмотря ни на что,  между нами наладились добрые, доверительные отношения. Тем не менее, я решила  уйти, но осталась на время, с условием, что буду работать только до прихода нового редактора. Он уговорил меня остаться, сказав: 
  • - Умоляю вас, не уходите, на эту должность нет в Тюмени человека, более подготовленного, более авторитетного. 
  • Попал Зиннат-хазрат в мою слабую точку: не смогла я перешагнуть через слово нового духовного лидера “умоляю”. А ведь сколько раз убеждалась, что моя чрезмерная доброта, способность  прощать возвращается ко мне злом.Спустя два дня, собрались на заседание общественной редколлегии газеты,  вопросы для рассмотрения на заседании были согласованы с Зиннатом-хазратом,  пришли на это заседание заместитель председателя, пресс-секретарь Комитета по делам  национальностей.
  • Начали зседание, ничего плохого не подозревая. В ходе заседания  в кабинет неожиданно вошли Лейсан Хурматуллина, Искандер хазрат Юсупов и, не говоря ни слова, расположились за столом. Меня это явление ничуть не удивило бы, если бы Лейсан Хурматуллина, ведущая татарских телепередач, раньше хоть раз уделила внимание деятельности газеты “Хикмет”.  Никто тогда не догадывался, что Лейсан Хурматуллина явилась на это заседание в качестве главного редактора, а Искандер Юсупов в качестве шеф-редактора газеты “Хикмет”. Все было решено и  согласовано с Зиннатом-хазратом, тем не менее он, как ни в чем не бывало, согласовал со мной и заседание редколлегии, приглашение представителей Комитета по делам национальностей. Заседание продолжалось,  прервал его внезапно Зиннат-хазрат словами на возвышенных тонах, тряся газету и лист с текстом  ее концепции в воздухе:
  •  - Разве это газета, разве это концепция!  Вам уже много лет,  уступите место молодым! Мы будем делать настоящую газету! 
  • Я ответила так:
  • -  Ради Аллаха, хазрат!  Конечно, уйду, но для чего устроили это шоу? Ведь в этом не было необходимости, я ведь сама была готова уйти, вы же остановили меня буквально два дня назад.  И на каком основании  оскорбляете меня, я не давала вам повода для этого.  Вот вы упомянули мой возраст, а ведь, по Сунне Пророка (с.г.в), одно из основных нраственных качеств мусульманина – это почтительное отношение к старшему поколению и женщине, а я старше вас намного...   
  • Все присутствующие, кроме Лейсан Хурматуллиной и Зинната-хазрата, которые сохраняли гордое спокойствие, были в шоке, а Искандер-хазрат в замешательстве, видимо, хотя и был готов ко всему, не ожидал он такого хамства со стороны своего шефа.
  • Я, конечно, покинула газету в тот же день. Ранее мечтала только о том: передать газету новому редактору, внося его в суть-мудрость (слово “хикмет” так и переводится на русский язык) газеты, чтобы сохранилась преемственность в ее деятельности. Я бы безвозмездно помогала новому редактору, если бы он нуждался в этом и просил о помощи. Не получилось.  
  • Кто-то воспользовался тем, что Зиннат-хазрат еще не успел войти в суть обязанностей духовного лидера, состояние, задачи  своей должности, и специально устроил скандальное представление, надавив на нового председателя ДУМ ТО, пока он не одумался. Потом стало известно, кто это устроил. Не буду пока называть имени этого человека, пусть  зло, содеянное ею, останется на ее совести. Только жаль, что в нашем обществе есть возможность совершать такие деяния, из-за которых страдают не только отдельные люди, но и общественные дела.  Информатор “Радио Азатлык” (Радио Свобода) из  Тюмени поспешила сообщить туда, что “Теперь газета “Хикмет” выходит в усовершенствованном виде”, что вызвало дискуссию на сайте “Азатлык”.  Однако никто из комментаторов из Тюмени и Тобольска  не согласился с тем, что “Хикмет” теперь “усовершенствовалась”. 
  • Газета “Хикмет” и теперь внешне та же, ничего нового не смогли придумать, разве что краски стали ослепительно яркими, что, по нашему мнению, неприемлемо для духовной газеты, мы предпочитали пастельные, спокойные тона.  Что касается содержания, вообще-то, теперь меня не волнует этот вопрос, но скажу ради справедливости. Вот общая оценка новой “Хикмет”  одного из ее прежних почитателей:  “Это уже не то – газета без души”.  
  • Выходит она теперь только на русском языке,за исключением перепечаток на татарском языке их других изданий. Отличается преобладанием материалов информационного характера, обилием освещения деятельности ДУМ ТО в стиле констатации фактов. Материалы религиозного харатера сами по себе, светского характера сами по себе, они не увязываются исламской философией.  Исчезли рубрики “Религия и наука”, “Сельская жизнь”, “Жизнь в вере”, “Мораль и этика”, аналитика, страница для подростков и т.д..  Передали ее ИА “Сиб-информ”, где нет журналиста, пишущего на татарском языке, да и, кажется, знающих Ислам. Иногда на ее страницах появляются публикации, искажающие основные  постулаты Ислама. Зато она теперь финансируется в полном объеме и выходит два раза в квартал, а раньше,  при мизерном финансировании, выходила каждый месяц. Примечательно то, что издатели, руководители ДУМ ТО считают, что усовершенствовали “Хикмет”, а на высказывания о том, что для татар она стала не интересной, внимания не обращают. Главное – успокоилась татарская общественность, теперь их не волнует газета “Хикмет”, благо, хоть это случилось.
  • Когда на заседании клуба татарских журналистов я сообщила, что я ушла из “Хикмет”, теперь главный редактор Лейсан Хурматуллина, прошу любить и жаловать ее, главный редактор газеты “Янарыш” Алсу ханум Сагитова не удержалась от выражения воего истинного отношения к этому событию: “Вот и хорошо, пусть будет Лейсан, мы будем помогать ей”.  Не пришлось “Янарыш” помогать Лейсан Хурматуллиной, вскоре, через-месяц-полтора,  она покинула “Хикмет”.
  • О какой солидарности журналистов Тюмени можно говорить, когда эту среду рзъедает изнутри  нездоровая конкуренция, зависть, неприязненное отношение друг к другу, что препятстовало появлению и развитию татарской печати.
  • В свое время, в конце 90-х годов, поэт Николай Шамсутдинов провел большую подготовительную работу для создания журнала на русском и татарском языках под названием “Салям” о татарах, начиная с возрождения истории. Этот журнал на профессиональном уровне был бы интересен и русскоязычным читателям, содействовал бы рзвитию культурного взаимообмена, укрепилению межнационального согласия в обществе. Николаем Миркамаловичем уже был  согласован с Администрацией области вопрос финансирования этого журнала за счет областного бюджета, создан редакционный коллектив. Николай Миркамалович видел меня в качестве редактора раздела на татарском языке, успели провести несколько заседаний редакции.
  • Планы у нас были грандиозные, но рухнули в одночасье. Проект этот потерепел крах на корню, не состоялся. Имеющие возможность влиять на руководителей области лица не допустили возникновения издания –конкурента под руководством именитого писателя.
  • Эта болезненная обстановка в сфере местной татарской журналистики, печати – результат болезненного состояния татарской общественности, отсутствия национальной идеологии, комплексной программы развития татар, органа, ответственного за развитие культуры татар региона, за их морально-этическое благосостояние. Амбиции отдельных людей становились преградой на пути развития. А внешне все кажется благополучным в тюменском татарском мире. Красивые мероприятия, фестивали, концерты в ярких национальных костюмах прикрывают изъяны, проблемы.
  • По идее, духовным совершентсвованием татарского населения должны заниматься религиозные  организации совместно с общественностью под руководством  их лидеров, но, к великому сожалению, они  сами нуждаются  в помощи кое в чем.....  Нет лидера над лидерами, нет человека, готового заниматься этим делом.
  • В рамках Совета “НКА сибирских татар и татар, проживающих в Тюменской области” номинально существует комиссия по работе с средствами массовой информации, но она не работает. Я являлась членом Совета областной Автономии в течение 21 года, со дня ее создния до последнего съезда, прошедшего в 2019 году и  точно знаю, что комиссия по работе с средствами массовой информации не работала по своему назначению. Ее руководители считали, что в обязанности комиссии входит лишь задача освещения деятельности этой самой Автономии в стредствах массовой информации.
  •  Конгресс был озадачен ситуацией вокруз татарских средств массовой информации, искал пути изменения обстановки в лучшую сторону. В том же 2014 году У Конгресса татар Тюменской области была попытка создать Клуб татарских журналистов. Состоялся круглый стол, посвященный этому вопросу, в котором приняли участие тогдашние председатель Комитета по делам национальностей Евгений Михайлович Воробьев и Александр Павлович Новопашин, директор департамента информационной политики, они горячо одобрили создание Клуба татарских журналистов, поскольку верили, что Клуб будет содействовать повышению эффективности деятельности татарских средств массовой информации.  Иницатором создания Клуба был предедатль Исполнительного комитета Конгресса татар Тюменской области Ринат Хамзиевич Насыров.
  • Клуб вроде создали, провели заседание, избрали руководителем Данира Сабирова, организовавшего коммерческое “Татарское радио”, но после второго заседания, на котором по какой-то причине не присутствовал сам Данир, клуб распался. На этом заседании, хотя члены  его выразили на оптимистических тонах готовность работать по-новому, мне  было  ясно, что ничего из этой затеи не получится.  Почему? Да потому, что начали работу не с того, с чего надо было. Надо было сначала разобраться в оновном вопросе – в каком состоянии находятся татарские средства массовой информации, сделать соответствующие выводы, определить приоритетные задачи, пути взаимодействия между СМИ, обмена  опытом, мнениями. А начали с объявления конкурса статей, очерков в газетах и теле-радиопередачах, но не было сказано ни слова о том, что необходимо разработать сначала критерии к оценке материалов, участвующих в конкурсе, положение конкурса.

  • Самое главное
  • Если у СМИ, финансируемых властью, отсутствует обсуждение важных, острых вопросов, критика, в чей бы то ни было адрес, то у людей создается мнение, что руководителям изданий сверху, из органов управления, дается установка, какие темы освещать, какие нежелательно. Для них неважно, есть такая установка или нет ее, просто так думают и всё. Со стороны власти цензуры нет, не должно быть, но есть у людей самоцензура из-за страха потерять место работы. Таким образом, прикрывая назревшие проблемы восторженным описанием  всего и вся, средства массовой информации  оказывают медвежью услугу власти. 
  • Сумятицу в общественную среду вносит еще одно ложное представление, искривленное понятие  о любви к власти, преданности ей. Принято считать, что тот, журналист ли он или просто неравнодушный к судьбе народа человек,  кто вскрывает болезнь общества, поднимает актуальные проблемы, высказывает критические замечания, он - оппозиционер. Меня причислили к категории оппозиционеров, радикалов после совещания,  посвященного подготовке  отчетно-выборного съезда «НКА сибирских татар и татар, проживающих в Тюменской области (2019), где я выступила против кандидатуры на пост будущего председателя совета Автономии. Наша НКА казанских татар выдвигала кандидатуру более подготовленного человека. Оказалось, что кандидатура, выдвигаемая автономией, уже согласована с органами власти, и представитель от НКА казанских татар объявил самоотвод, не желая принимать участие в борьбе за лидерство.
  • За это НКА казанских татар, руководимую мной в ту пору, исключили из состава областной Автономии, тайно, без ведома  членов Совета, грубо нарушив Федеральный Закон о НКА и Устав областной автономии. Делегации НКА казанских татар, пришедшей на съезд, не выдали мандатов. Руководителям органов власти доложили, будто НКА казанских татар никогда не была в составе областной Автономии, а была она там коллективным членом с 2000 года. Этим не ограничились, меня приписали к категории радикально мыслящих оппозиционеров. После съезда в Интернете вышло сообщение, что людей, «радикально мыслящих» не допустили к участию в съезде татар.

  • Оппози́ционер – человек,  который  противостоит, главным образом идеологически, господствующему правительству, администрации, партии или другому политическому органу. Я же простой мирный человек, никогда не являвшийся членом какой-либо партии. Я человек, болеющий душой за судьбу своего народа, родного языка – самого дорого, что я получила от моей мамы  вместе с ее грудным молоком, одинаково люблю и русский язык, который преподавала в школе, я интернационалист в истинном смысле этого слова. Выдвигаю проблемы только после того, как хорошо их изучу. Знала и любила дело, любое дело, которым занималась, безумно любила детей любой национальности, которых учила и воспитывала,  я всеми силами старалась принести пользу обществу своим бескорыстным трудом. Я человек эмоциональный, горячо отстаиваю свои убеждения, но  без оскорблений личностей, ратую за цивилизованные дискуссии, не приемля скандалы – это нормально, не имеет ничего общего ни с оппозицией, ни  с радикализмом.  Кощунство – считать меня радикально мыслящим человеком, оппозиционером, пропагандистом ваххабизма.  Я высказываю эти мысли ни в коей мере не оправдываясь перед кем бы то ни было,так как мне не в чем оправдываться. Наоборот, я хочу предупредить некоторых духовных деятелей, что  самим не помешало бы глубже разобраться в истинном значении понятий  «ваххабизм» и «традиционный ислам»  прежде чем использовать их   в целях шантажа кого-либо. Как это они делают,  по недомыслию или злонамеренно – это известно, наверно только тем, кто навешивает безвинным людям оскорбительные, обвинительные ярлыки.  
  • В мою бытность редактором газеты «Хикмет» на ее страницах публиковались материалы, раскрывающие актуальные проблемы, касающиеся социально-экономического положения отдаленных от центра деревень, проблем сохранения и развития родного языка и культуры. Регулярно выходили аналитические материалы, поднимались  острые, болезненные вопросы, но не было нареканий, замечаний по этим поводам со стороны руководителей органов власти, государственной безопасности, так как аналитика представлялась  с убедительными обоснованиями. Председатель Комитета по делам национальностей Евгений Михайлович Воробьев сам оберегал «Хикмет» от нападок со стороны тех, кто представлял национально-культурное движение, жизнь татар  только в  ажурных тонах, как сплошное процветание народа.  Евгений Михайлович понимал, что  настоящие друзья власти не тот, кто имитацией процветания прикрывает актуальные проблемы, а тот, кто говорит правду, если даже она горькая, способствуя тем самым своевременному выявлению и решению значимых для людей вопросов, что умалчивание недостатков приводит к застою.
  • Я надеюсь,  острым печатным материалам, телепрограммам, если в них заданные  актуальные темы раскрыты на хорошем профессиональном уровне, правдиво, проблемы преподнесены аргументированно, в духе высокой этики журналистики, руководители нашей области будут только рады. Я верю в это.

 

 

 

.