Отвечают ли ныне существующие татарские средства массовой информации, печать, татарская журналистика Тюменской области своему высокому званию PDF Печать E-mail
Культура
23.05.2021 08:26
  •  
  •           Чтобы дать правильный ответ на вопрос, удовлетворяют ли  запрос  татарской аудитории наши местные средства массовой информации, необходимо   возобновить   в памяти общие  требования к средствам массовой информации.
  • Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (Закон о СМИ) регулирует отношения между участниками производства массовой информации в России: между обществом и СМИ; государством и СМИ; учредителем, издателем и редакцией СМИ; редакцией и автором; редакцией, автором и «действующими лицами» публикации; редакцией, автором и источником информации; СМИ и гражданами РФ и другие.
  • Требует деятельности СМИ в рамках закона,  Закон о СМИ  установил  запрет цензуры.

  •           Каковы цели и задачи СМИ?
  •           Важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях, предусматривает не только беспристрастную констатацию тех или иных фактов, но комментирование и дает объективную оценку событий.    
  •           Образовательная функция.СМИ оценивает  и упорядочивает сведения, получаемые из СМИ и других источников, помогает потребителю правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

  •           Функция критики и контроля.
  • Объектом внимания СМИ  являются и президент, и правительство,  избранные  особы и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.
  • Контроль СМИ не менее эффективен и даже более строг, чем контроль государственных и хозяйственных органов, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

  •           Функция выражения различных общественных интересов
  • СМИ обязаны обеспечить возможность публично выражать свое мнение, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, на инициирование политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности, формирование общественности и общественного мнения.
  • Помимо этого, этническая журналистика выполняет функцию самопознания народом своего этнического бытия, консолидации и интеграции этноса, его культурной самобытности. 

  •           Вот уже на протяжении 30 лет  население нашего Тюменского края освещают СМИ с большим опытом – это газета «Янарыш» (главный редактор Алсу Сагитова), радиопрограмма «Дусларга сукмак» (Диана Халилова), телепередачи «Яңа сулыш” (Новое дыхание – преемница телепередачи “Очрашулар”, которую вела Гульсина Ниязова – ныне профессор факультета журналистики Тюменского государтвенного университета)) и “Себер йолдызлары” (Звезды Сибири”) – ведущая Лейсан Хурматуллина. Это те средства массовой информации, которые финансирует   Администрация Тюменской области, благодаря чему они работают стабильно. Функционирует также в Тюмени корреспондентский пунк “ТНВ – Планета” (София Хайруллина)

  •           Данный общественный нинтернет-журнал ak-kalfak.ru  функционирует с 2011 года, состоит из двух разделов: на татарском и русском языках, ведет свою деятельность на общественных началах,  является преемником общественно-политического и литературно-художественного журнала «Ак калфак», который выходил в бумажном варианте с 1997 года по 2009 год, главный редактор – Бибинур Сабирова.
  • Духовную жизнь мусульман, а значительную часть мусульманского населения региона представляют татары,  освещают духовно-просветительская газеты “Хикмет” при ДУМ ТО (шеф-редактор  Зиннат-хазрат Садыков) – также при финансовой поддержке Администрации Тюменской области, “Муслим-инфо”, которая держится на энтузиазме ее создателя – главного редактора Калиля Кабдулвахитов.
  • Кроме того, появлялись и исчезали и другие средства массовой информации без государственной поддержки.

  •           Первой ласточкой татарской СМИ на заре демократических преобразований в стране была газета “Өмет” (Надежда) на татарсокм языке, которую издали в Тобольске Минзат Ибатуллин с Анасом Гаитовым. Вышло несколько номеров газет  “Мирас” (Наследие”) на татарском и русском языках, изданных Региональной общественной организацией “Мирас” под руководством Луизы Шамсетдиновой,  “Кәбәрце” (Вестник) на сибирско-татарском языке под началом лидера сибирско-татарского движения Анаса Гаитова. Более продолжительное время выходила газета “Сибирия” при финансовой поддержке Конгресса татар Тюменской облсти под руководством Нуруллы Саттарова. Ее главным редактором была имеющая профессиональную подготовку  молодой журналист Ильсуяр Бабаушева-Каримова, которая великолепно писала и на татарском, и на русском языках. Обучаясь на факультете журналистики в Тюменском государтвенном университете, она проходила практику у нашего незабвенного журналиста Наиля Алана, сохраняла  в своей деятельности верность учению своего наставника. К сожалению, ушла из татарской журналистики...
  • Как показывает практика, средства печати без государственной поддерджки в нашем регионе не могут долго существовать. Мало ли, долго ли просуществовали они, но свое слово смогли сказать, освещали актуальные для татар проблемы и остались в памяти людей. 
  • Как оценить состояние сегодняшней татарской журналистики,  насколько успешно она выполняют цели и задачи ныне существующие газета “Янарыш”, радиопередачи “Дусларга сукмак” (Тропинка к друзьям), телепередачи  “Новое дыхание”- переименованное “Очрашулар”, “Себер йолдызлары”? Отвечают ли они запросам татарской аудитории?  С просьбой высказать свое мнение по данным вопросам я обратилась к нашим землякам.

  •           Гаитов Анас Гаитович, общественный деятель, один из лидеров сибирско-татарского движения: 
  • -  С одной стороны, мы рады, что есть у нас средства массовой информации “Янарыш”, радиопередача “Дусларга сукмак”, телепередачи “Новое дыхание”, “Сибирские звезды” при финансовой поддержке органов власти. Думаю, не во всех регионах России татары пользуются такой поддержкой власти в плане  содердания национального информационного поля. Как бы то ни было, эти СМИ  освещают жизнь татар нашего региона, события, происходящие в крае, праздники, национальные обряды, традиции.   Если заглянуть глубже, то радоваться нечему. многих татар – наших земляков не устраивает то, что  они освещают все, что происходит в нашем татарском мире, как великие достижения и успехи, не давая им объективную оценку. Отсутствует аналитика, критика, освещение актуальных проблем, как будто ни в социально –экономическом положении сельского населения, ни в  области образования и культуры, в сфере удовлетворения духовно-культурных запросов татарского населния, права на сохранение и изучение родного языка  все вопросы решены, нет никаких проблем. А ведь нерешенных проблем много. Понятно, что не обо всем дозволено писать, говорить, но ведь журналисты не пользуются даже предоставленными законодательстовм возможностями для правдивого отражения реальной действительности.
  • Они много пишут, рассказывают о замечательных людях, показывают их, так5их умных, талнтливых, вырастивших прекерасных детей, которые стали успешными людьми. Хорошо это, всем интересно узнавать о таких прекрасных предстаителях нашего народа, но в любом деле перебор – это не есть хорошо. Помимо этго, люди жаждут слова правды о нашей реальной жизни со всеми трудностями, противоречиями,  ждут, когда, кем будут решены волнующие их проблемы, ждут от газеты, радио-ьелепередач мысли, а ее нет. Татары возмущаются по поводу того, что телепередачи “Новое дыхание” и “Сибирские звезды” Лейан Хурматуллина продолжает вести на русском языке, несмотря на многократные замечания, огорчаются тем, что сужается круг общения на родном языке, но молчит, сетуют только между собой, остерегаются  высказывать резкие суждения вовсеуслышанье. Многие молчат потому, что их не волнует судьба родного языка, проблемы сохранения самобытности, ленятся думать, их устраивают публикации, передачи легкие, не заставляющие размышлять. Я так думаю, каков народ сам, такова его журналистика. Написали о нем хорошо в газете – он тем и доволен, остальное его не беспокоит. Наблюдается снижение у татар национального самосознания, а ведь повышение самосознания у населения – это одна из главных задач СМИ.  Однако  приходится признать, что национальное самосознание у самих татарских  журналистов низкое. Могу привести конкретный пример. Недавно между корреспондентом газеты “Янарыш” и одной женщиной с активной жизненной позицией и горячим сердцем возник спор. 
  •           Дама корреспонденту:
  •          -  Почему газета не раскрывает проблемы, не рассказывает об упущениях, недостатках, препятствующих развитию татар?
  •           Корреспондент:
  •            -  Нам деньги платят русские, а не татары. 
  •           Дама:
  •           -   По-вашему, русские – это власть, а мы, татары, кто? Мы  вносим в бюджет деньги в виде налогов в таком же объеме, как и русские, по закону мы имеем равные права, имеем право и на  полноценное образование, изучение родного языка, сохранение и развитие наших духовно-культурных ценностей при поддержке государства. Вы, журналисты, обязаны донести как до своих читателей, так и до руководителей органов власти мысль о том, что ,  чем будет прочнее родовая, зиждящаяся на  национальных духовно-культурных ценностях,  опора каждого гражданина страны, тем сильнее будет государство. Кто донесет до власти наши, чаяния и пожелания, как не журналисты? 
  • Проработавшая десятки лет в данном издании корреспондент рьяно отстаивала свою непонятную адекватному человеку  точку зрения в этом споре, так и осталась при своем мнении. 
  •           Очевидно, что она  выразила общую позицию   коллектива редакции “Янарыш”.

  •           Рифкать Насибуллин, ветеран  труда, общественный деятель, бывший заведущий бывшим отделом национальных литератур в областной научной библиотеке, после чего работал  ведущим специалистом Комитета по делам национальностей вплоть до выхода на заслуженный отдых:   
  • Самой большой проблемой является разобщенность татар, раздробленность их по группировкам, кланам, это и является одной из серьезных причин застоя в татарском культурном развитии, что сказывается и на деятельности СМИ. Каждое средсто массовой информации работает в своем закрытом мире, журналисты не изучают состояние национально-культурного движения, не видят, что оно в глубоком застое, а ведь образлвавшийся вакуум в сфере иделогии могут заполнить любые деструктивные силы. Газета “Янарыш” не  допускает на свои страницы острые проблемы, радио-телепередачи далеко не такие, какими содержательными, интересными были они в те времена, когда их вели Гульсина Ниязова, Наиль Алан, Нурия Беломоина, их выхода в эфир и на экран наши земляки ждали с нетерпением.   
  • Обо всех проблемах относительно татарских СМИ  невозможно рассказать в данном формате разговора, коснусь лишь некоторых положений. Возьмем литературное творчество местных самодеятельных поэтов. Они  пишут стихи, выпускают сборники своих трудов, кто как может, кому-то деньги выделяет Администрация области, кто-то находит деньги сам. Книги выпускаются, но  их никто не анализирует, не дает квалифицированную оценку, за исключением хвалебных в их адрес  статей и выступлений.  Существуют клубы самодеятельных писателей, Союз сибирскотатарских писателей, но руководят ими те же самодеятельные поэты, некоторые из которых не имеют даже филологического образования, не могут оказать помощь пишущим, анализировать их произведения.  Кто умеет добиваться своего, тому власть выделяет деньги, а кто-то, возможно, пишет лучше, не не умеет настойчиво просить – тот и не плучает ничего.  
  • Бибинур апа, вы ведь тоже  говорили, что книги, на издание которых выделяет финансовые средства Администрация области, должна определять  комиссия, состоящая из компететных специалистов, что должна быть литературная критика. Естественно, если мы говорим и создаем сибирско-татарскую литературу, для того, чтобы она развивалась, надо думать и о создании профессиональной литературной критики.  А средства массовой информации продолжают печатать  подряд поступающие в редакцию произведения, никем не оцененные, а ведь они призваны воспитывать высокий художественно-эстетический вкус у читателей. Раз газета печатает произведения местных поэтов, она и обяза оказать содействие зарождению литературной критики.
  • Все имеющиеся недостатки, упущения СМИ – это результат того, что сфера татарской печати в нашем регионе не упорядочена, никто ее не курирует, не проводятся пресс-конференции с участием журналистов, никто нигде не может высказать мнение о работе СМИ.
  • Это, в свою очередь, является следтвием того, что не разработана концепция развития татар нашего региона, не выработана национальная идея, поэтому люди не могут объединиться,  не знают вокруг какой конкретной идеи сплотиться, потому разобщенность татар усугубляется с каждым годом, уходит все глубже и глубже. На этом фоне отдельные представители  татар начинают диктовать обществу свои правила, ущемляющие интересы не только отдельных личностей, но и всего сообщества татар.  Появились люди, которые пытаются переписать историю татар нашего края, искажая факты не только столетней давности, но и недавнего прошлого. Искажение истории наблюдается и в книгах некоторых авторов. Дело дошло до того, что выпускают книги, серию “Жизнь замечательных людей” зачастую на основе материалов, написанных о себе самом героями этих книг или брошюр.  А кто не захочет, не постарается возвысить себя?! Я не ставлю под сомнение  личности достойных героев этих книг, но считаю, ято настало время сказать, что во избежание недоразумений  статьи ли, очерки ли или книги об известных или мало известных людях нашего края должны создаваться  после тщательного изучения автором жизни и деятельности каждого героя, это должно быть творчеством самого автора. Такая мысль возникла у меня не на пустом месте, приходится слышть от наших земляков, что тот или иной человек, оказавшийся великим  героем книги такого-то автора, на самом деле  не заслуживает такой чести. Ведь люди друг друга знают хорошо, порой лучше чем тот, кто создает “шедевр” о  том или ином герое. Героев для серии “Жизнь замечательных людей”, издаваемой за счет бюджетных средств,   должна  отбирать, утверждать специальная комиссия. СМИ должны  принимать участие участие в этих процессах.  
  • В народе говорят^ “Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь”. Однако не все внемлют этой народной мудрости, с их языка частенько слетают слова оскорбления, клевета на кого угодно. На фоне раздробленности татар совершаются порой непристойные действия, что позволяют себе  лидеры этих группировок.  Они могут незаслуженно оскорбить человека, унизить, оказывают давление на средства массовой информации, требуют для себя непомерно больше, чем для других, забывая о долге ответственности за содеянное. Буквально на днях на заседании оргкомитета по подготовке к “Сулеймановским чтениям” произошел  такой инцидент. На мое предложение рассмотреть на научно-практической конференции вопросы, касающиеся сохранения самобытности сибирских татар, профессор  Ханиса Алишина высказалась категорично:  “Мы одни татары, не надо выпячивать какую-либо этническую группу татар!” – заявила она. На мою обоснованную попытку  отстоять свою точко зрения, разъяснить, что единство татар, состоящих из разных этнических групп, может сложиться при непременном   создани условий для сохранения и развития особенностей языка, культуры, традиций каждой группы, так как культура каждой группы является составной частью общетатарской культуры, что “Сулеймановские чтения” – это единственный проект, который рассматривает проблемы сибирских татар, Ханиса Чаудатовна озвучила  свой вердикт: Рифкать Насибуллин – экстремист. Возникает вопрос, почему она  ведет себя так, как будто она особенная и ей можно вести себя так,  как ей вздумается, не считаясь с другими.  Не потому ли, что властью и  татарамии  ее клана  ей  позволяется все, что ей захочется, все, что вздумается, все прощается и она теперь уже  злоупаотребляет вседоволенностью?
  • Представилась обществу еще одна ее хотелка. Перед органами власти, научным сообществом и общественностью  она позиционирует себя  основателем и организатором первых   “Сулеймановских чтений”,  несмотря на то, что  что ни в организации, ни в уячреждении данного проекта, ни в первых "Сулеймановских чтениях" Ханиса Чаудатовна участия не принимала.   Ведь люжди знают это, шепчутся медлу собой, но молчат, боятся говорить вовслеуслышанье.                                                                                                                    Кроме того, в свет давно вышла статья “Сулеймановские чтения” – значимое событие в культурной и общественной жизни Тюменской области” ( авторы А.Х.Сайфуллина, Р.М.Насибуллин), где подробно описана история возникновения “Сулеймановских чтений, названы имена организаторов, всех тех, кто стоял у истоков зарождения проекта, ее имени там нет. Невзирая ни на что, Ханиса Чаудатовна  переписывает историю  “Сулеймановских чтений” при ее живых участниках.
  • Хочу сказать, что пора уже журналистам перестать описывать нашу реальную жизнь как сплошной праздник, выдавать черное за белое, белое – за черное, а начинать объективно отражать реальную действительность, не поддаваясь ни на чье давление. К сожалению, в средствах массовой информации, финансируемых властью,  отсутствуют  публикации на морально-этическую тему, а они очень нужны обществу.
  • Отсутствие в печати  аналитики, обсуждения  болезненных проблем  чревато тем, что создает видимость благополучия, которая тормозит развитие. Президент РФ Владимир Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что  “критика власти должна быть свободной, люди должны иметь право и должны обращать внимание на проблемы, в том числе и в функционировании властных институтов”. 

  •           Динар Абукин, председатель НКА сибирских татар города Тюмени:
  • Нельзя сказать, что татарские средства массовой информации нашей облсти полностью отвечают высоким требованиям к печати. По требованию  Закона РФ о национально-культурных автономиях, СМИ должны полностью отражать дятельность национально-культурных автономий, жизнь своего народа, процессы интеграции. Могу отметить, не углубляясь в качество предлагаемых ею материалов,  газета “Янарыш” старается освещать всесторонне жизнь татар нашего региона, охватывает все события и мероприятия, проводимые для татар, не проявляя предвзятого отношения к тем или иным организациям, учреждениям. Наша Национально-культурная автономия сибирских татар Тюмени претворяет в жизнь довольно насыщенную программу, реализация ее в полной мере  отражается на страницах газеты “Янарыш”.
  • Чего не могу сказать о радио-телепередачах. Несколько лет тому назад ведущая “Дусларга сукмак” Диана Халилова пригласила меня один-единственный  раз для беседы и забыла о нашей организации. А вот Лейсан Хурматуллина, ведущая передачи “Новое дыхание”, “Сибирские звезды”, напрочь игнорирует деятельность НКА сибирских татар города Тюмени, интерес к ее деятельности не проявила ни разу.  К одним и тем же темам, героям своих передач  она обращается систематически, многократно. Мы считаем, что ее выборочное отношение к объекту освещения недопустимо, является грубым нарушением требованиий к СМИ и журналистской этики. По этому поводу мы намерены обратиться в соответствующие органы власти, поскольку финансируемые областным бюджетом  телепередачи оьбязаны  освещать жизнь татар, деятельность общественных организаций, актуальные проблемы национального образования и культуры в полной мере, с широким охватом, без предвзятого отношения к тем или другим организациям, органам, руководствуясь лишь своими симпатями или  антипатиями, телевидение – это не ее частная лавочка.
  • Хочу акцентировать внимание еще на одном важном вопросе – это работа с молодежью. Эта тема не освещается СМИ. Чем живет молодежь, к чему стремится, каковы ее идеалы, как она задействована в общественной жизни, кто с ней работает, как готовятся будущие лидеры  из среды молодого поколения – все это должно найти яркое отражение в средствах массовой информации. Ничего у нас пока не создается для детей, малышей, кроме того, что малая часть татарских детей изучает родной язык в школах с этнокультурным компонентом, не издается газеты или коасочного журнала для ттарских детей на татарском и русском языках, как того требует время, ни телепередач. Это одно из серьезных упущений в раблте с татарским населением.  
  • В общем,  назрела необходимость упорядочения деятельности татарских СМИ и налаживания дела по книгоизданию. Пора думать о создании татарского книжного издательства и подготовке кадров для этой отрасли.

  •           ПОСЛЕСЛОВИЕ
  •           Руководители органов власти всегда были внимательны к стредствам массовой информации, финансируемых областным бюджетом, проявляли о них заботу. Один из примеров тому -  участие тогдашнего директора департамента информационной политики Администрации Тюменской области Александра Павловича Новопашина  и   председателя Комитета по делам национальностей Евгения Михайловича  Воробьева в круглом столе на тему «Роль национальных татарских СМИ в информационном пространстве Тюменской области», проведенном в октябре 2014 года. Александр Павлович и Евгений Михайлович отметили важность данного мероприятия для дальнейшего развития татарских СМИ региона. 
  • На этом круглом столе обсудили вопрос создания Клуба татарских журналистов региона с целью повышения эффективности СМИ, осуществления обмена опытом,  укрепления солидарности татарских журналистов.  Эту идею поддержали и представители власти,  и Конгресс татар Тюменской области в лице Рината Насырова. Клуб создали, на первом заседании  было разработано его положение, избран руководитель – основатель Тюменского татарского радио Данир Сабиров. После второго же заседания Клуб распался, и к этой теме больше не возвращались. Почему не состоялся Клуб журналистов – причина осталась не выясненной. Возможно, всем было комфортнее работать в своем замкнутом  кругу, продолжать вариться в собственном соку,  вследствие чего и возник застой в работе татарских СМИ. Если бы Клуб был создан и руководил им человек, хорошо знающий журналистику, подготовленный для работы на этом поприще, возможно, татарская журналистика в нашем регионе была бы иной.  Возможно журналисты стали бы боле человечнее, милосерднее по отношению друг к другу,  интересы народа, татарской журналистики ставили бы выше своих амбиций. Отсутствие солидарности, отчужденность, противоборство среди  татарских журналистов я сполна испытала на себе.
  • Вскоре после упомянутого выше круглого стола на сайте  моего родного Информационного агентства ( в свое время на протяжении более 10 лет я была  собкором данного Агентства по Тюменской области) «Татар-информ» появилась информация из Тюмени: : 
  • «Критическую оценку сегодняшнему положению дел в обществе по части знания родного языка, культуры и татарских традиций дала журналист с многолетним стажем и редактор духовной культурно-просветительской газеты «Хикмет» Бибинур Сабирова. Она справедливо указала на то, что современные СМИ уходят от воспитательной миссии в своей работе».  Далее почему-то, возможно, по требованию кого-то в отместку за мою критику,  была высказана этим журналистом чушь от моего имени:
  • «К сожалению, тираж газеты «Хикмет» упал до 1000 экземпляров. Тогда как в Тюменской области живет около 300 тысяч татар. Такой низкий спрос на газету говорит о пониженном интересе населения к своим корням и нежелании анализировать происходящее».  
  • Этих слов я никогда нигде не говорила, потому как, это неправда. Во-первых «Хикмет» всегда выходила тиражом не менее 2000 экземпляров, я нигде и никогда не  жаловалась,  что спрос на  газету «Хикмет» низкий потому, как она была востребована, татары любили, читали газету. Я на том круглом столе говорила о другом – о мизерном финансировании «Хикмет», что не позволяло создать редакционный штат газеты, в первые годы я одна вела газету, потом пришла Мадина Уразметова, ветеран педагогического труда, имеющая звание отличника народного образования РСФСР и России,  она украсила газету изумительными статьями, очерками на этические темы, написанными  на основе конкретных жизненных ситуаций. Мы получали мизерную зарплату, на работали вдохновенно, продолжали выпускать газету на хорошей бумаге в полном цвете, если даже сами оставались вообще без оплаты нашего труда. Верстали газету в ночное время, так как мастер-верстальщик мог работать с нами только ночью после своей основной работы. Под утро уходили домой счастливые от того, что смогли сделать и этот номер, не было желания вызвать такси, шли через весь город пешком, очарованные  предутренней тишиной.  
  • Я говорила о трудностях в распространении газеты из-за отсутствия транспорта, но только не о невостребованности. Потом уже стало нам известно, что после того, как была передана   «Сибинформбюро, «Хикмет» получил полное финансовое обеспечение. Самый большой моральный ущерб наносили нам, создателям прежней «Хикмет» определенный силы, назовем их завистниками (шила в мешке не утаишь, имена их нам известны),  они  устраивали негласную блокаду газете, клеветали на нее и на меня.   
  • Однажды мы с Галимзяном-хазратом прибыли в деревню Лайтамак в Заболотье. Сначала нас поразило то, что в школе учителя встретили нас в состоянии нервного напряжения, причина этого вскрылась позднее.  

  • При встрече с главой поселения задаю ему вопрос:
  • -  Вы читаете газету «Хикмет»
  • - Не-е-ет! Я боюсь ее читать.
  • -  Почему?
  • – Нам сказали, что нельзя читать эту газету, она экстремистская.
  • -   Кто вам так сказал это ? 
  •  
  •       Последний  мой вопрос остался без ответа, видимо, смекнув, что тут что-то нечисто, глава промолчал, лишь опустил голову, но клеветников не выдал. Тем нетрудно было ввести в заблуждение жителей оторванного от мира Заболотья. В разных регионах они действовали по-разному против «Хикмет».
  •       Газета «Хикмет была учреждена в 1999 году ДУМ ТО в пору руководства им Галимзяна-хазрата Бикмуллина по рекомендации и при поддержке тогдашнего губернатора Леонида Рокецкого. на должность главного редактора я была рекомендована руководством Комитета по делам национальностей, когда им руководил Анатолий Константинович Ушаков. Губернатор Сергей Семенович Собянин, сменивший Рокецкого, прекратил финансирование газеты. После десятилетнего перерыва газета возобновила свою работу по решению губернатора Владимира Владимировича Якушева, в 2011 году, Возрождение «Хиемнта» поручили мне, хотя я просила оставить меня только корреспондентом, но более подходящего человека  на должность редактора не нашлось. Субсидия, выделяемая для газеты была очень маленькой, других источников финансирования не было.  В 2014 году руководство ДУМ ТО сменилось, и я хотела уйти вместе с Галимзяном-хазратом, но надо было найти замену на мое место, а Зиннат-хазрат умолял меня остаться. Знала, что те люди, которые преследовали меня вместе с «Хикметом», искали за моей спиной замену мне, уговаривали известных журналистов, но они не согласились, считая, что еще не готовы вести духовное просветительское издание. А я не могла бросить на произвол судьбы свое детище.
  •      Вопрос этот решился внезапно. Во время прохождения заседания общественной редакционной коллегии газеты вошла в кабинет ДУМ ТО, где шло заседание, одна молодая особа и села за стол, без всякого спроса и предупреждения, просто вошла как в свой дом. Зиннат-хазрат, который за два до этого умолял меня остаться, говорил, что для этой должности нет в Тюмени человека, более авторитетного, более подготовленного, чем я, прервал заседание и заявил строгим тоном: 
  •           -  Освободите место молодому поколению!».  
  •           -  Ради Аллаха! Зачем Вы устроили это зрелище?! Вель я ушла бы 2 дня назад, Вы меня остановили, просили остаться, говорили, нет более авторитетного, более подготовленного человека на эту должность в нашем городе,  скзали Вы. Значит, было вами задумано все это заранее, разве это достойно духовного лидера, Зиннат-хазрат? 
  • Новоиспеченный главный редактор молчала, но вид у нее был самодовольный. Я знала, кто стоит за этим неприглядным делом. Не было необходимости меня гнать, я готова была уйти, только задерживалась лишь по одной причине - ждала прихода нового редактора, не могла взять и бросить на произвол судьбы свое детище. А значит, было необходимо создать видимость, что меня «прогоняют с этой должности  со скандалом, для этого нужны были свидетели – члены обәественной  редколлегии, известные уважаемые люди области. Дождались же они  заседания редколлегии!
  • Вновь назначенный главный редактор, молодая женщина, покинула «Хикмет» буквально спустя месяца полтора-два.

  •           После этих событий,  «Хикмет» передали «Сибинформбюро», где нет журналиста, пишущего на татарском языке, и полюбившаяся татарам газета перестала быть отрадой  души для них. Мне до сих пор звонят наши земляки, выражая об это сожаление.
  • Случившееся с газетой «Хикмет» -   яркий пример тому, что любое значимое для общества дело, созданное великим человеческим трудом, можно развалить в одночасье, для этого не требуется больших усилий, достаточно быть кому-то бездушным и способным совершить сделку с совестью.  Пишу я сейчас об этом не для того, чтобы пожаловаться. Нет, все осталось в прошлом, и казалось бы,  нет  смысла ворошить старое. Однако память жива, а жизнь преподносит нам все новые и новые испытания, жизненные уроки, пережитый опыт помогает решать новые задачи. Сегодня я  хочу донести до молодежи, тем, кто хочет стать журналистом,  одну мысль. Журналисту очень важно быть прежде всего человеком, любить людей, поскольку он работает для людей, с людьми. Не забывать об элементарной человеческой этике, иначе не постигнет он истинную суть журналистской этики и не сможет стать настоящим журналистом.  Пусть это будет моим завещанием молодому поколению.  
  •          
  •           И самое главное
  •           Если у СМИ, финансируемых властью, отсутствует обсуждение важных, острых вопросов, критика, в чей бы то ни было адрес, то у людей создается мнение, что руководителям изданий сверху дается установка, какие темы освещать, какие нежелательно, для них неважно, есть такая установка или нет ее, просто так думают и все. Со стороны власти цензуры нет, не должно быть, но есть у людей самоцензура из-за страха потерять место. Таким образом, прикрывая назревшие проблемы восторженным описанием  всего и вся, СМИ оказывают медвежью услугу власти. 
  • На самом деле настоящие друзья власти не те, кто имитацией процветания прикрывает актуальные проблемы, а те,кто говорит правду, если даже она горькая, способствуя тем самым своевременному решению значимых вопросов. Молчание о недостатках  всегда приводит к застою.
  • Сумятицу в общестьвенную среду вносит еще одно ложное представление, искривленное понятие  о лоюбви к власти, преданности ей. Принято считать, что тот, журналист ли он или просто неравнодушный к судьбе народа человек,  кто вскрывает болезь общества, поднимает актуальные проблемы, высказывает критические замечания, он - оппозиционер. Некоторые люди  меня тоже ошибочно причисляют к оппозиционерам, считают человеком, мыслящим радикально. Это нерпавда. Я просто выполняла свой гражданский, жкрналистский долг.  
  • Оппози́ционер – человек,  который  противостоит, главным образом идеологически, господствующему правительству, администрации, партии или другому политическому органу. Я же простой мирный человек, никогда не являвшийся членом какой-либо партии. Я человек, болеющий душой за судьбу своего народа, родного языка – самого дорого, что я получила от моей мамы  вместе с ее грудным молоком, одинаково люблю и русский язык, я интернационалист в истинном смысле этого слова. Выдвигаю проблемы только после того, как хорошо их изучу. Знала и любила дело, которым занималась, безумно любила детей любой национальности, которых учила и воспитывала,  я всеми силами старалась принести пользу обществу своим бескорыстным трудом. Кощунство – считать меня радикально мыслящим человеком, оппозиционером.
  •           Надеюсь,  острым печатным материалам, телепрограммам, если в них заданные  актуальные темы раскрыты на хорошем профессиональном уровне, правдиво, проблемы преподнесены аргументированно, в духе высокой этики журналистики, руководители нашей области будут только рады. Я верю в это.

 

Бибинур САБИРОВА 

 

 

.