Уничтожение родных языков (нерусских) в России - угроза целостности государства PDF Печать E-mail
Родной язык
21.02.2021 23:53

            В мире насчитывается на 2020 год 7174 языка. Число живых языков сокращается скоростью 1 язык в 2 недели. На сегодняшний день в России насчитывается193 национальности, используется 277 языков. В системе образования функционирует более 1000 языков. На 24 языках ведется обучение. 81 язык изучается в виде предмета, факультатива, кружков. Под угрозой исчезновения находится 14 языков.

           Каково состояние родного языка в Тюменской области?

          В южных районах области, где компактно проживают татары, на сегодняшний день функционирует 48 школ с татарским этнокультурным компонентом, в которых на преподавание родного языка и литературы выделяется по одному недельному часу, в редких случаях – 3 часа на язык и литературу.

          В ряде школ татарский язык преподается на хорошем уровне.   Учителя татарского языка  имеют высокую квалификацию, есть среди них и кандидаты филологических наук. Учащиеся Тюменской области ежегодно занимают призовые места на традиционной Межрегиональной олимпиаде, которая проводится в Казани, однако  количество занимающих призовые места уменьшается из года в год, к тому же,  их учителя готовят целенаправленно в течение всего учебного года. Обучаются они у таких лучших учителейов, как

           Гузалия Муллачанова (Чикчинская школа),

           Рузиля Исмагилова (Юрт-Андреевская школа),

            Азалия Габдрахимова _Муллашинская школа) Тюменского района;

           Халида Керамова (школа № 52 г.Тюмени);

          Асия Зимагулова (Казанская школа), Гузель Гайсина (Юрминская школа), Венера Ибукова (Тукузская) Вагайского района;

          Гульшат Турышева (Ачирская школа), Лилия Латыпова (Чебургинская-Кукрендинская), Роза Ишкулова (Лайтамакская школа)  Тобольского района;

          Венера Мингазова (Исетская школа),

         Алсу Исмагилова (Асланинская школа) Ялуторовского района.

         Эти учителя вносят огромный вклад в дело сохранения родного языка, ими по праву гордится татарская общественность.

         К великому сожалению, именно их успехами прикрывают  удручающее состояние  родного языка в нашем регионе, приукрашивают ситуацию, прикрывают проблемы, препятствующие сохранению языка лидеры национально-культурного движения, в частности, НКА татар области.  

        По нашим предварительным подсчетам, в настоящее время обучением родному языку охвачено лишь около 15% детей-татар юга области. Если в  послевоенные 40 -50 – е годы в области функционировало 156 татарских школ, (даже в лихие военные годы  школы не закрывались, не оптимизировались),  в начале 90-х годов -  118 школ с полноценным преподаванием (до 5 недельных часов) татарского языка, то в результате оптимизации финансовых средств в системе образования число школ с татарским этнокультурным компонентом сократилось до 48, и все они превращены в филиалы русских школ. Учащихся школ, которые закрываются, переводыт  в русские школы, и дети-татары  автоматически лишаются возможности изучать родной язык. Руководители школ, где количество детей-татар составляет  до 90 процентов,  не посчитали нужным осуществление преподавания татарского языка хотя бы в виде факультатива. Фактов нарушения права детей на изучение родной язык множество, рассказать обо всех в маленькой заметке невозможно, ограничусь лишь несколькими примерами.

         В Киндерской школе Нижнетавдинского района, которая славилась тем, что ее выпускники в совершенстве владели как русским, так и татарским языком, теперь обучение татарскому языку осуществляется на факультативных занятиях, которые посещают только желающие. От факультатива  отказываются  даже  родители, так как такие занятия не обеспечивают детям овладение языком, потому кажутся лишней нагрузкой для детей.  На последнем съезде татар директор данной школы с  великим удовольствием, торжественно  заявила, что в Киндерах возник своеобразный сибирско-татарский диалект, что и они теперь стали сибирскими  татарами (население деревни – поволжские татары, переселившиеся в Сибирь в начале прошлого века, говорили, говорят на общетатарском литературном языке, так называемом «казанском»)!  Никакого сибирско-татарского диалекта там не появилось, просто люди начали говорить на смешанном русско-татарском языке, то есть идет процесс обрусения, как повсюду, родной язык теряется в силу создавшейся ситуации. А ситуация такова:  в Киндерскую школу уже около 10 лет  возят на микроавтобусах русских детей из близлежащих деревень, потому родной татарский  язык вытеснен из расписания, переведен на факультатив.  А ведь можно было подойти дифференцированно к этой проблеме - возить детей из русских населенных пунктов  в школу в районном центре, не обременять школу с этнокультурным компонентом, к тому же, по расположению, она не дальше для тех деревень, чем Киндеры.

          В Староалександровскую школу Ярковского района возят детей из 7 татарских деревень, количество детей составляет больше 90 процентов, но школа не осуществляет обучение детей-татар родному языку. Несколько лет тому назад, после письма обласной женской организации "Ак калфак" на имя бывшего губернатора Владимира Якушева о нарушениях прав детей на изучение родного языка, в той школе побывала комиссия, которая установила, что учащиеся-татары и их родители выразили горячее желание о том, чтобы преподавался татаркий язык. Выводы по данной проверке были представлены как губернатору области, так и дирекору Департамента образования, но обстановка не изменилась. Когда поднимается проблема, связанная с обучением детей родному языку,  директора школ и соответствующие органы управления в свое оправдание выдвигают версию - преподавание родного татарского языка не востребовано, что-де они не могут насильно заставлять детей изучать родной язык, что является неправдой. До недавнего времени я ездила по татарским деревням, везде выражали желанеи изучать родной язык, ни один человек не сказал, что родной язык ему не нужен. Беда в том, что при оптимизации школ не соблюдался дифференцированный подход, не прусматривалось создание условий для того, чтобы дети могли продолжить изучение родного языка, не учитывалось ни желание, ни мнение детей и родителей по данной проблеме. 

           По выводам ЮНЕСКО, если родной язык не изучает 30% процентов, то язык этого народа обречен на исчезновение. А в нашем регионе более 80% детей- татар не изучают свой родной татарский язык. В отчетах Департамента образования указывается количество учащихся - татар, охваченных обучением родному языку через разные формы, вплоть до малоэффективных кружков, а сколько не охвачено, не указывает, этого не делают и городские и районные органы  образования. За последние годы, в результате оттока работоспособного поколения сельских жителей с детьми в города, абсолютное большинство детей-татар оказалось в городах, а в городах не решается проблема обучения детей родному языку, за исключением школы №52 города Тюмени и школы № 15 города Тобольска. Однако по национальному составу эти школы смешанные, родной язык изучается на факультативах, посещают их только желающие, не все дети желают оставаться на факулььтатив после основных уроков. К тому же, в последнее время произошло резкое сужение сферы функционирования татарского языка повсюду, как в городах, так ив деревнях.  Даже в татарских деревнях в школах с этнокультурным компонентом в стенах школы и учащиеся, и учителя общаются между собой  только на русском языке.

          В области нет ни одной школы не только с углубленным, но и полноценным  изучением  татарского языка. К тому же, вот уже на протяжении  лет десяти не осуществляется подготовка учителей родного языка, а подготовка учителей начальных классов прекратилось очень давно, еще в прошлом веке, за исключением попытки возродить татарскую группу в педагогическом колледже в Тобольске в 90 – е годы.   Нет татарских детских садов. По стандартному учебному плану для нерусских школ изучение родного языка начинается лишь со 2-го класса.  Первоначальное обучение и воспитание детей на мало понятном им чужом языке (русском) тормозит их умственное, гармоническое развитие.   

          В том же Ярковском районе есть татарская деревня Шатаново, сохранившая национальный уклад жизни, добрые национальные традиции. Начальную школу, где обучалось около 40 детей,  располагавшуюся в прекрасном здании,  закрыли,   детей возят на микроавтобусе в Аксаринскую школу в 4 километрах. Шатановские женщины-активистки на протяжении нескольких лет  просили, умоляли, даже требовали, чтобы  руководство района  помогло открыть детский сад на базе бывшей начальной школы, но каждый раз получали отказ. С тех пор молодые мамы разговаривают со своими малышами с первых дней их рождения только на русском языке, возят их в любую погоду в детский сад, что  в селе Аксарино, хотя сами могли бы заниматься воспитанием своих малышей, тем самым лучше сохраняли бы их здоровье, ведь сидят дома, так как в селе нет работы. Их запугала директор Аксаринской  школы,  заявив: «Разговаривайте со своими детьми только на русском языке со дня их рождения, если не научите их хорошо разговаривать на русском языке, я их в школу не приму».

          О проблемах, волнующих жителей   деревни Шатаново мы писали в газете «Хикмет», но ни руководители органов власти, ни НКА татар области не обратили никакго внимания на ту публикацию.    

          Когда в те годы я разговаривала с заместителем главы Ярковского района на тему, связанную с проблемами обучения детей-татар родному языку, эта дама ответила мне так: «Теперь нет в нашей стране национальных школ, и школы не обязаны заниматься обучением детей татарскому языку. Мы реализуем государственную программу».  

        Для таких высказываний со стороны государственного служащего были основания. 15 февраля 2001 года с трибуны Государственной Думы РФ одним из заместителей председателя парламента была озвучена идея: «Мы не должны радоваться, что у нас многонациональное государство. Это наша беда!».

          Эта идея моментально  овладела  умами чиновников, которые оказались готовыми избавить  Россию от такой беды, как многонациональность. И началась поэтапная ликвидация системы национального образования.

          В начале 2000 годов упразднили статус национальной школы, заменив его этнокультурным компонентом – оставили вместо родного языка, истории, культуры народа только некий компонент. В те же годы ликвидировали отдел национальных школ при Министерстве образования, закрыли Научно-исследовательский институт национальных школ, который разрабатывал методику преподавания русского и родных языков в национальных школах, учебники, методические пособия. Соответственно и в нашем регионе упразднили штатные единицы специалистов по национальным школам в Департаменте образования, городских, районных отделах народного образования, Региональном институте развития образования.

          Наблюдается   несовместимое расхождение между реальной национальной политикой государства и четко заявленной позицией главы государства по национальному вопросу. Вот что сказал Президент РФ Владимир Владимирович Путин в начале 2000 годов.  

          Казань, 30 августа 2002 года. Президент РФ В. В. Путин выступает перед делегатами Всемирного Конгресса татар: «Полная дурь и бред, если кто-то где-то запрещает в многонациональной стране изучать родной язык или препятствует этому. Абсолютно недопустимо, вредно  для страны в целом. Россия – это средоточие такого национального, культурного, языкового богатства, которого в мире нигде нет. В этом как раз сила нашего государства».

          Нельзя же, глядя на принятие разрушающих национальное образование законов, всерьез полагать,  что Россией правят не Президент с Правительством и не «партия власти» с Думой, а чья-то полная дурь, с чьим-то бредом.

          В итоге убеждаешься в том, что на самом деле ускоренная  насильственная русификация нерусских народов Российской Федерации, создание "российской нации" взмен "многонациональному народу" страны  стали целью нынешней  национальной политики РФ . Лидеры же татарской общественности Тюменской области, участвовавшие в обуждении  Концепции национальной политики РФ (")!" г.) , одобрили ее и теперь закрывают глаза на удручающее состояние родного языка.  

          С 1 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон № 309 "О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации" (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)". Закон отменил трехкомпонентную структуру государственного стандарта образования. Национально-региональный и школьный компоненты из государственного стандарта образования были исключены. Закреплено «единство образовательного пространства Российской Федерации».  Изучение и преподавание родных нерусских языков, родной культуры, и истории своего народа, которые осуществлялись в рамках отмененных компонентов, оказались вне правовой защиты и конституционных гарантий. Первым шагом по реализации закона № 309  стал запрет государственной (итоговой) аттестации обучающихся (ЕГЭ) на родных нерусских языках. Запрет введен приказом Министерства образования и науки РФ № 362 от 28 ноября 2008 года. Исключение национального компонента из государственного стандарта образования и запрет ЕГЭ на родных языках лишил законодательной защиты сохранение и развитие национальных языков и культур в сфере школьного образования. Система образования лишилась  важнейшей функции – национально-культурного воспроизводства народов Российской Федерации и российского многонационального общества, в целом. Теперь в системе образования родному языку и литературе выделяется лишь по одному недельному часу. При такой системе не приходится говорить о полноценном преподавании родного языка, о сохранении его, немотря на самоотверженный труд учителей татарского языка. Все это делается, очевидно, из соображения, будто изучение родных языков, хорошее владение им, национальная школа – это угроза целостности  России.  

          Задача русификации нерусских народов  однажды уже была поставлена. Вот как ее сформулировал министр народного просвещения царской Российской империи Шварц А. Н. ровно 112 лет тому назад, в годы черной реакции после поражения первой русской революции, в апреле 1908 года: «Необходимо неуклонно отстранять всякие притязания инородцев на какую бы то ни было обособленность и национализацию школы. Руководящим началом должна быть единая русская государственная школа, на всех её ступенях и для всех без исключения инородцев империи». Как видим, идейной основой закона № 309 является реанимация и обострение имперского недоверия к нерусским народам РФ.

           Закон № 309 принят с нарушением многих норм Конституции Российской Федерации, всех общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров о защите языковых прав народов. Нарушен принцип равноправия народов Российской Федерации, провозглашенный в Преамбуле Конституции. Проигнорирована статья 55 Конституции, согласно которой «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это значит, что отвергнут принцип федерализма в области образования. Нарушены языковые права народов РФ и каждого ее гражданина, закрепленные и гарантированные  Конституцией РФ.  Закон несовместим со статьей 68 Конституции РФ, которая гласит: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Нарушена ст. 69 Конституции, которая «гарантирует права коренных малочисленных народов». Многонациональность Российской Федерации и равноправие ее народов – это конституционный фундамент российского государства. Статья 3 Конституции гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Закон № 309 – это вызов, брошенный «единственному источнику власти в Российской Федерации» – ее многонациональному народу».

           20 июля 2017 года в Йошкар-Оле состоялось заседание президентского Совета по межнациональным отношениям

            В своем выступлении Владимир Путин констатировал, что «русский язык для нас – язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны», и «его знать должен каждый».


Все согласны с  утверждением Президента, представители всех этносов усердно изучают государственный русский язык, никто не говорит о том, что родной язык надо изучать вместо русского, а разговор ведется о том, что надо изучать русский и родной вместе. При этом  Владмимр Владимирович Путин  подчеркнул: «Языки народов России – это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации».

             После этого Прокуратура Татарстана начала изгонять из школ татарский язык.

             В июле 2018 года Государственная Дума приняла закон, по которому  преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе. То есть, преподавание его в школах национальной республики не обязательное. А теперь ведется разговоры о лишении языка титульного народа национальной республики статуса «государственный».  ¾ часть татарского населения России проживает вне Республики Татарстан, а вопрос сохранения, развития родного языка опирается на помощь из Татарстана. Закон об изучении государственного языка республики на основе добровольности, подрывает позиции татарского языка, ослабляет  его содействие сохранению и развитию языка в других регионах.  

            На днях Президент РФ Владимир Владимирович Путин   провел встречу с руководителями фракций Государственной Думы, не обошел он и национальный вопрос:

           « Для того, чтобы сохранить Россию, которая является многонациональной и многоконфессиональной, нужно, чтобы представитель каждого этноса, даже самого малого, чувствовал, что это его Родина, другой у него нет, он здесь защищён, и он готов жизнь положить свою для того, чтобы защищать эту страну. В этом и заинтересован каждый из нас, к какому бы народу он ни относился, в том числе и русский человек. И если мы подумаем с этой точки зрения об этой проблеме, то мы поймём, что пещерный национализм, лозунг  «Россия только для русских» только вредит русским, только вредит России и способствует её раскачке изнутри, а этого мы допустить не должны».

           А ведь любовь к Родине и к родному языку – понятия, не отделимые друг от друга.   Человек,  лишенный  родного языка, то есть лишенный возможности изучать родной язык, приобщаться через родной язык к национальной культуре и духовно-нравственным ценностям своего народа,  подвергнутый насильственной ассимиляции, не будет чувствовать себя защищенным, не захочет защищать Родину, если она не будет защищать его интересы. В некоторых законодательных актах, касающихся родных языков, и в Концепции национальной политики РФ подчеркивается такая позиция - изученеие  родных языков на основе русского языка? Как это надо понимать? Не преподавание ли родных языков на русском языке, как того требовали некоторые деятели системы образования в нашей области - писать планы  и конспекты  уроков по родному языку и литературе на русском языке. В Светскую эпоху учителя родных, русского языка и литератур были ориентированы на осуществление взаимосвязи родных и русского языков и литератур - это им было понятно. А преподавать один язык на основе другого - это что-то новое, непонятное.  

          Поэтому напрашивается вывод, что угроза национальной безопасности государства  -  это не языки нерусских народов России, не национальное образование, а борьба против них.  Наши народы пережили много трагедий и испытаний. Страна одержала победу в Великой Отечественной войне именно благодаря дружбе народов. Национальные школы с родными языками воспитывали истинных патриотов страны.

          Поэтому, чтобы остановить ассимиляцию и обрусение наших народов, мы должны сохранить родной язык - самую .  больуюя ценность народа. Жаль, что этого не понимают некоторые управленцы и лидеры татарского национально-культурного движения, Да, указанные выше законы по национальному образованию сужают возможности плноценного преподавания родных языков, но ведь они не запрещают преподавание языков, не призывают сужать круг обучающихся родному языку, что происходит в нашем регионе.


За  реализацию прав детей-татар на изучение родного языка в нашем регионе ответственны как органы власти, так и лидеры татарского национально-культурного движения, прежде всего "Национально-культурная автономия сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области", которую руководство области и муниципальных городов и районов признают как основное представительство татар нашего региона.  


Бибинур Сабирова 

 

 

.