Рустам Арифджанов: Я ощущаю себя русским ( о поправке в Конституции: "Русский народ - государствообразующий ") |
Общество и жизнь |
09.07.2020 11:27 |
.
Не предатель! Рустам Арифджанов — о том, почему он ощущает себя русским
Поправки, внесённые в конституцию, закрепляют за русским народом статус государствообразующего.
Но само понятие «русский народ» гораздо шире, чем кажется некоторым скептикам. В этом уверен журналист, политолог, писатель Рустам Арифджанов.
Помнящий родство
Много лет назад мне довелось познакомиться и плотно общаться с одним из величайших русских писателей XX в. Чингизом Айтматовым (что до этнического происхождения Чингиза Торекуловича, среди его предков были казахи, татары, киргизы, но в основном он писал, говорил и думал по-русски). В одном из лучших своих романов «Буранный полустанок» Айтматов рассказал страшную притчу о том, как захватчики надевали на голову порабощённому человеку вывернутый желудок животного. Желудок ссыхался, сковывал голову, волосы прорастали вовнутрь и человек терял память о прошлом — становился манкуртом, существом, не помнящим своих предков. Словечко это, запущенное в оборот Айтматовым и ставшее синонимом русского выражения «Иван, не помнящий родства», позже превратилось в популярное ругательство в спорах на этнические темы. Я, крымский татарин, и сам часто его слышал, когда после 2014-го помогал создавать национальное телевидение в Крыму, вёл передачи на родном для меня (рабочем) русском языке. Русью и не пахнет. Как живется русским в национальных республиках
Я говорю и думаю по-русски (учился в Баку в школе им. Пушкина с русским языком обучения). Там же окончил русское отделение истфака Азербайджанского университета. Я вообще ощущаю себя русским хотя бы потому, что и дети у меня русские, и жёны — как бывшие, так и настоящая. Но даже когда на вопрос о моей национальности я в шутку отвечаю, что русский — по детям, всё равно часто получаю очередное обвинение в манкуртизме и предательстве своих корней: мол, как бы ни велико было желание считать себя русским, обосновывать это, даже в шутку, национальностью своих детей и жён не очень уважительно по отношению к родителям и другим предкам.
А Пушкин тогда кто?!
Объяснюсь. Быть русским для меня, как и для многих других людей, говорящих и думающих по-русски, вовсе не личное желание. Это данность. Состоявшийся факт.
И я не один такой, у кого самоидентификация не совпадает с этническим происхождением. Есть и были люди познаменитее. Пушкин вообще по происхождению африканец. О его прадеде Ибрагиме, маленьком темнокожем из Эритреи, написано много. Да и сам Пушкин не раз обращался к образу прадеда генерал-аншефа Абрама Петровича (так в крещении) Ганнибала. То есть африканского своего происхождения великий поэт не стеснялся и не чурался, но и в русскости его ни сам он и никто другой никогда не сомневались. Точно так же не мешали быть ярчайшими явлениями русской культуры ни датское происхождение Далю, ни немецкое — Фету, ни шотландские корни предков — Лермонтову, ни татарские — Карамзину. Русская культура и государственность зиждется (извиняюсь за пафосное слово) на краеугольных камнях, заложенных русской императрицей Екатериной Великой. А в ней вообще не было ни капли русской крови. Но каков русский дух, каков характер!
«Мой обожаемый поэт». Какие отношения связывали Тютчева и ФетаПодробнее
Меньше всего мне сейчас хочется копаться в родословных великих русских людей, отыскивая в них нерусское происхождение. Банальное занятие. Особенно привлекают эти поиски моих родных татар, обнаруживающих тюркское происхождение в людях известных русских фамилий.
Пример с африканским происхождением Пушкина мне понадобился как раз для доказательства обратного: этническая принадлежность предков Пушкина и многих других «чужеземцев» не помешала им стать великими русскими. Дело, видимо, не в цвете волос и глаз, не в ДНК, не в имени деда и не в происхождении бабушки. Для меня Дунаевский, Шнитке и Губайдулина не менее русские композиторы, чем Тихон Хренников. Что не мешает евреям, немцам и татарам гордиться ими.
Но объективно все мы, кто живёт в России, говорит и думает по-русски — часть русского народа. Все мы — русские. Как Пушкин.
«Плавильный котёл» нации
Потому что русские — это всё-таки не столько биология, сколько культура.
Статья по теме
Кто мы и куда идем? Какая национальная идея нужна России
Позволю себе наблюдение, которое, полагаю, обречено на критику ревнителей особой чистоты русского народа. Русские — народ синтетический. В принципе любой большой народ — синтетический: китайцы, индийцы, американцы. Все они — результат многовекового синтеза иногда очень непохожих (даже в расовом происхождении) друг на друга этносов. Сегодняшние русские — это не только потомки восточнославянских вятичей, полян, северян и кривичей, финских мери, муромы и мещеры, чуди и води, а уж тем более совсем малочисленных аристократов-русов, то ли балтов, то ли западных (полабских) славян с острова Руген. Современный русский народ силён и огромен ещё и потому, что в него исторически и географически впадали разнообразные этнические реки и ручейки: тюрки (те самые половцы и печенеги, хазары, булгары, татары), маньчжуры, арийцы (или иронцы), финны, угры, славяне, Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. 08/07/2020
|