К вопросам поправок к Конституции: История о роли татар в становлении российской государственности PDF Печать E-mail
История
09.03.2020 20:11

.

 Роль татар в становлении российской государственности

Мусульмане в истории России играли гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. История Россия до 1917 г. свидетельствует о понимании наиболее видными государственными деятелями и лучшими умами России значения Ислама и деятельности мусульман для судеб русского народа, его культуры, хозяйственной и политической жизни.

Само формирование древнерусского этноса происходило в ходе интенсивного смешения славян со скандинавскими пришельцами (варягами), финно-угорскими племенами и тюркскими народностями.

Мусульманский мир IX-Х вв., по мнению Василия Бартольда, "был гораздо теснее связан с Россией и Византией, чем с Западной Европой" В IX-X1 вв Русь, кроме непосредственно граничивших с ней Хазарии и Булгарии, имела торговые связи и с Хорезмом. После обращения булгар в Ислам и исламизации значительной части жителей Хазарии эти связи стали еще интенсивнее. При этом и Русь, и Булгария вывозили в Хорезм меха пушных зверей, продукты пчеловодства (воск и мед), а также - рабов (обычно - захваченных при набегах на соседей). Особым спросом на всем Востоке пользовался русский лен. Столица Булгарии к началу XIII в. стала каменным городом с населением 50 тыс. человек и развитым кожевенным производством, которое впоследствии унаследовали русские. Булгарские сапоги были предметом экспорта и на Русь, и в Хорезм, а булгарские купцы выступали  посредниками в торговле между Русью и мусульманскими купцами Хорезма, Ирана, Багдадского халифата. Впоследствии русские купцы с помощью булгар освоили путь по Хвалынскому (Каспийскому) морю в Хорезм.

Татаро-монгольское завоевание в 1237-1240 гг. включило Русь в гигантскую Монгольскую империю, а после ее скорого распада - в Золотую Орду. Историки до сих пор расходятся в оценке значения этого рубежа в истории России. До недавнего времени преобладал абсолютно негативное отношение к монголо-татарскому игу на Руси и всему, что с ним было связано. Однако серьезные востоковеды придерживались иного мнения. Например, Бартольд еще в 1918 г. считал, что последствия прихода монголов на Русь "были менее тяжелыми уже потому, что завоевание не сопровождалось переселением завоевателей" и что "эпоха их владычества не была связана, как владычество германцев в Европе, с возвращением от денежного хозяйства к натуральному, от городской жизни к сельской". Более того, в истории "всех завоеванных монголами стран - в Китае, мусульманском мире и России - после XIII в. замечается больше политической устойчивости, чем раньше".

...Вопрос об участии татар в этногенезе русских имеет прямое отношение к роли мусульман в истории России, ибо первый мусульманин - Берке - вступил на ханский трон уже в 1256 г., т.е. через 16 лет после завоевания Руси, а окончательно мусульмане победили в 1312 г., когда хан Узбек обратил в ислам всю Золотую Орду, покончив с другими культами.

Борьба за торжество Ислама в Орде, как это ни странно, косвенно усилила Русь. Между уделами бескрайней Монгольской державы шел непрерывный обмен подданными: к ханам Золотой Орды, а от них - в Китай, Бирму и на Яву отправлялись добровольцы, навербованные баскаками (иногда их называли "бесерменами" или "басурманами" по созвучию со словом "муслиман", ибо еще до 1256 г. они часто выбирались из мусульман, более грамотных, чем кочевники) из русичей, не поладивших со своими князьями или церковью, сурово осуждавшей еще сохранившиеся в XIII-XIV вв. языческие игрища, обряды и колдовство. В то же время из азиатских владений монголов на Русь уходили те, кто не хотел принимать Ислам. В основном это были христиане-несториане, которых немало было среди монголов еще до завоеваний Чингисхана. В целом же несториане, в том числе Сартак, сын Батыя, вплоть до 1312 г. вели борьбу за власть в Монгольской державе. После их поражения резко участились "отъезды" на Русь многих монголо-татар, включая знатных (в частности, в 1329 г. на службу к московскому князю Ивану Калите прибыл из Орды мурза Чета, потомком которого через 200 с лишним лет явился русский царь Борис Годунов). Почти все прибывавшие из Орды были отличными всадниками и воинами-"баатурами" (откуда возникло и русское слово "богатырь"). "Для князей и церкви, - пишет Гумилев, - такие специалисты военного дела были находкой. Их принимали с распростертыми объятиями, женили на боярышнях и сразу же давали назначение в войска. Татарину, приехавшему на Москву зимой, жаловали шубу, а прибывшему летом - княжеский титул".

.Сам Иван Грозный со стороны матери происходил от князей Глинских, возводивших свой род к бежавшим в Литву в XIV в. потомкам золотоордынского правителя Мамая. Формальным соправителем Грозного одно время был Симеон Бекбулатович, крещеный татарский аристократ и потомок Чингисхана. Татарские корни имели графы Апраксины и Барановы, Толстые и Растопчины, поэт Державин и писатель Карамзин, да и многие другие известные русские люди, на что указывают их фамилии (Булгаков, Тургенев, Чаадаев, Юсупов, Шереметьев). Что же касается княжеских фамилий татарского происхождения, то они количественно превосходили фамилии чисто русские. Среди них были князья Урусовы (потомки Едигея, одного из полководцев Тамерлана), князья Черкасские, Ширинские-Шихматовы и Мещерские. В XVII в. около 17 процентов русской знати составляли потомки выходцев из верхушки ордынских феодалов. Более того, в ряде губерний России из крещеных татар и мордвы составилось к XVIII в. большинство местных дворян. Только княжеские титулы среди них носило более 100 человек.

Освободившись от ордынского ига в 1480 г., Русь, однако, продолжала оставаться в кольце мусульманских государств: Казанское ханство, возникшее в 1438 г. на месте когда-то уничтоженной монголами Волжске-Камской Булгарии, Крымское ханство, отделившееся от Золотой Орды в 1443 г., Астраханское и Сибирское ханство. Несмотря на разницу природных, экономических и этнополитических условий, они имели между собой много общего, управлялись династиями Чингисидов и знатью из четырех главных родов (Аргын, Баргын, Кыпчак, Ширин) Они имели неоднородное, этнически пестрое население, которое с правившей верхушкой объединял лишь Ислам.

В 1736 г. русская армия впервые захватила Крым и сожгла ханский дворец в Бахчисарае. В 1783 году Крым был включен Екатериной 11 в состав Российской империи.  

в 1813 г. Установилась власть России над Дагестаном и северным Кавказом. Завоевывая одно за другим татарские ханства,  Россия к XIX в. стала полиэтнической и многоконфессиональной страной.

Русские (вместе с украинцами и белорусами) осваивали новые регионы постепенно и неравномерно, но везде, как правило, сохраняя уклад жизни, нравы, обычаи и районы традиционного расселения местных коренных жителей. Например, в Поволжье и на Урале, они расселились среди тюркских (татары, башкиры, чуваши) и финно-угорских (мордва, марийцы, удмурты) народов, где впоследствии появились смешанные межэтнические подразделения, рожденные тесными связями и слиянием разных групп и народов. В результате Волго-Уральский район дает и сейчас пример, по мнению историка Ш.Ф.Мухамедьярова, того, как в ходе многовекового взаимодействия народы "выработали общий слой культуры, образ жизни и стиль поведения".

При этом к концу века в России мусульман было столько же, сколько и в Османской империи - 18 млн. человек.

 Источники: Р.Г.Ланда. Мусульмане в истории России (до 1917 г.) // Ислам в СНГ. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998.На портрете: Карамзан Николай Михайлович - 

Карамзин Николай Михайлович  (0112.1766 — 22.05.1826 ) - знаменитый писатель, историк, поэт, публицист. Создатель "Истории государства Российского», он вошел в историю и как реформатор русского литературного языка. В официальном родословии отмечается происхождение фамилии от татарского мурзы по имени Кара Мурза (Кара Мирза). В XVI веке его потомки уже носили фамилию Карамзин, в 1600 году были переведены в дворяне.

Этимология  прозвища фамилии Карамзин достаточно прозрачна: Кара «чёрный», Мурза — «господин, князь». 

 

.