Сценарий литературно-музыкальнойкомпозиции "Чтобы помнили" (школа №52 г, Тюмени - пос.Казарово)) PDF Печать E-mail
История
28.02.2017 18:51
  • «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ!»
  • (Фоном звучит песня «Журавли»)
  • АлсуВ.:У времени есть своя память - история.  И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Много лет назад отзвучали последние выстрелы большой, трудной, трагической и незабываемой 
  • Великой Отечественной войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. И в торжественные, праздничные дни Великой Победы, мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героиче

  • РустамН.:Наше выступление сегодня - это попытка собрать глыбы народной памяти. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы.  Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд в ожидании победы.
  • (Звучит песня «Утро красит..» .Выходят дети, одни беседует,другие  играют на гитаре,кто-то просто прогуливается. Все изображают мирную жизнь. ЗАСТАВКУ НАЧАЛО ВОЙНЫ )

  • Зульфия Х.:
  • Летней ночью, на рассвете,
  • Гитлер дал войскам приказ
  • И послал солдат немецких
  • Против всех людей советских -
  • Это значит - против нас.
  • Он хотел людей свободных
  • Превратить в рабов голодных,
  • Навсегда лишить всего.
  • А упорных и восставших,
  • На колени не упавших,
  • Истребить до одного!
  • Надира:
  • Он велел, чтоб разгромили,
  • Растоптали и сожгли
  • Все, что дружно мы хранили,
  • Пуще глаза берегли,
  • Чтобы мы нужду терпели,
  • Наших песен петь не смели
  • Возле дома своего,
  • Чтобы было все для немцев,
  • Для фашистов-иноземцев,
  • А для русских и для прочих,
  • Для крестьян и для рабочих -
  • Ничего!
  • София:
  • «Нет! - сказали мы фашистам, -
  • Не потерпит наш народ,
  • Чтобы русский хлеб душистый
  • Назывался словом «брот».
  • Мы живем в стране Советской,
  • Признаем язык немецкий,
  • Итальянский, датский, шведский
  • И турецкий признаем,
  • И английский, и французский,
  • Но в родном краю по-русски
  • Пишем, думаем, поем.
  • Зульфия Х.:
  • Мы тогда лишь вольно дышим,
  • Если речь родную слышим,
  • Речь на русском языке,
  • И в своей столице древней,
  • И в поселке, и в деревне,
  • И от дома вдалеке.
  • Где найдется в мире сила,
  • Чтобы нас она сломила,
  • Под ярмом согнула нас
  • В тех краях, где в дни победы
  • Наши прадеды и деды
  • Пировали столько раз?»
  • Надира:
  • И от моря и до моря
  • Поднялись большевики,
  • И от моря и до моря
  • Встали русские полки.
  • Встали, с русскими едины,
  • Белорусы, латыши,
  • Люди вольной Украины,
  • И армяне, и грузины,
  • Молдаване, чуваши -
  • София:
  • Все советские народы
  • Против общего врага,
  • Все, кому мила свобода
  • И Россия дорога!
  •  
  • Валеева А.:4 года, 1418 дней, 2600 километров и 27 миллионов унесенных
  •              жизней. 27 миллионов - это значит каждый восьмой житель нашей
  •              страны погиб во время Великой Отечественной войны, 14 тысяч
  •              убито ежедневно, 600 человек в 1 час, 10 человек каждую минуту. 
  • Ниатбакиев Р.:
  • Тяжело говорить о том, что в этой страшной войне  ребенок помимо своей воли стал ее участником … Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей! 9 миллионов советских детей осиротели. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах.

  • Хикматуллина Яна:
  •  Мамочка, скажи , что происходит?!
  • И что же папа не приходит?!
  •  Почему оставил нас
  • И хлеба с солью не припас?
  • И почему на небе дым?
  • На звезды мы зачем глядим?
  • Ведь все равно их не видать…
  •  Но все равно молчала мать.
  •  Ах, мама, что же ты молчишь
  • И на меня ты не кричишь?
  •  Ведь на моих ножонках вялых.
  • Два носочка сильно драных
  • Почему мой братик спит
  • И ничего не говорит?
  • Он двое суток не вставал…
  •  Но мамин голос все молчал.
  •  Ах, мама, что за шум стоит?
  • И почему наш дом горит?
  •  Зачем бегут все без оглядки?
  •  Зачем же мы играем в прятки?
  • Скажи хоть слово, умоляю!!!
  • Ответишь, тут же умолкаю.
  • Не буду братику мешать…
  •  Но все равно молчала мать.
  • И вот что, мама, я хочу.
  • Чтоб съели мы по калачу,
  • Кусочек сахара и чаю,
  •  Пока по папе я скучаю.
  • А если папа не придет?
  • Меня кто на руки возьмет,
  • Раскрутит так, чтоб укачало?..
  •  Но мама все равно молчала…
  •  (Фоном Реквием Лакримоза)
  •  
  • ГОЛОС ЗА КАДРОМ
  •  
  • Алсу В.:…Не понимала кроха, что  война
  • Отняло счастье навсегда!

  • Людей родных, отца и мать

  • Не суждено ей увидать.

  •  Алсу В.: Тема Великой Отечественной войны – это неисчерпаемый источник вдохновения для писателей, поэтов и режиссеров.
  • Рустам Н.:Благодаря  им сегодняшнее поколение узнает  об этом периоде истории нашей страны.

  • Зульфия Х.:

  • Читайте, люди, книги о войне.
  •  Не бойтесь слёз и горечи и страха,
  • Смотрите, люди, фильмы о войне
  • И не стыдитесь горевать и плакать.
  • Надира:
  • Учитесь, люди, мужеству у тех,
  • Кого живыми в землю зарывали.
  • Среди забот житейских и утех.
  • Не забывайте верности печали.
  • София:
  • Ведь те, кого не стало за войну.

 

  •  Кого сожгли, убили, растоптали,
  • Кто смерти отдал юность и весну,

  •  Они за нас, за наши жизни пали.
  •  
  • Песня из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен», исполняет группа гитаристов
  •  
  • Алсу В.: К.Симонов сказал - «Василий Теркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны,  становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.
  • Рустам Н.:Василий Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.
  •  
  • (Звучат выстрелы, выбегает В.Теркин, отстреливается, но пуля настегает воина, он падает.)
  •  
  • ИНСЦЕНИРОВКА «Смерть и воин» по поэме А.Т.Твордовского «Василий Теркин»
  •  
  • Алсу В.:  Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы..
  • Солдатская форма, тяжёлые физические нагрузки, армейская дисциплина, мужское окружение, кровь, смерть, ежеминутная опасность и вечно преследующий, но скрываемый страх – всё это является нелёгким испытанием для женщины.  
  • Рустам Н.: Вот и героиням фильма «А зори здесь тихие», девчонкам, мечтающим о большой любви и семейном тепле пришлось вступить в неравный бой с вражескими десантниками.
  •  
  • ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ ФИЛЬМА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»
  • по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»
  •  
  • (Фоном Звучит песня №1 из к/ф «А зори здесь тихие»)
  • Рита: Товарищ комендант! Товарищ старшина!
  • Васков: Что?
  • Рита: Немцы в лесу!
  • Васков: Так… Откуда известно?
  • Рита: Двое. Сама видела. С автоматами, в маскировочных накидках…
  • Васков: Погоди тут.  (Подбежал к двери, затягивая ремень, надевая фуражку, крикнул): Команду - в ружье: боевая тревога. Бегом!
  •  (Берет телефонную трубку,  говорит в нее)
  • Васков: Сосна! Сосна! Ах ты, мать честная! Сосна! Семнадцатый говорит! Давай третьего! Срочно! Третий! Немцы в лесу возле расположения. Обнаружены сегодня в количестве двух… Кем обнаружены? Младшим сержантом Осяниной.   Говорит, в маскхалатах. Думаю, разведка! Ловить надо, товарищ третий! Что? Так точно!
  •  (Кладет трубку, обращаясь к Рите):  Приказано выделить в  распоряжение пять человек. Осянина, пойдешь старшей.  Стройте людей!
  • Рита: Женя, Галя, Лиза… Сморщился старшина:
  • Васков: Погодите, Осянина! Немцев идем ловить — не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли…
  • Рита:Умеют.
  • (Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился)
  • Рита:Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?
  • Соня: Я знаю.
  • (Писклявый такой голосишко, прямо из строя. Федот Евграфыч вконец расстроился)
  • Васков: Что — я? Что такое я? Докладывать надо!
  • Соня: Боец Гурвич.
  • Васков: Ох-хо-хо! Как по-ихнему — руки вверх?
  • Соня: Хенде хох.
  • Васков: Точно, — махнул-таки рукой старшина. — Ну, давай, Гурвич…
  • (Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.)
  • Васков:Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов… по пять обойм. Подзаправиться…Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, — значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. В случае обнаружения противника или чего непонятного… Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?
  • (Захихикали, дуры…)
  • Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть. (Примолкли.)
  • Соня Г.:Я умею, (— робко сказала Гурвич. )— По ослиному: и-а, и-а!
  • Васков: Ослы здесь не водятся, —( с неудовольствием заметил старшина.)
  • — Идем на Вопь-озеро. Глядите сюда. —( Столпились у карты, дышали в затылок, в уши:смешно )
  • — Ежели немцы к железке идут, им озера не миновать. А пути короткого они не знают: значит, мы раньше их там будем. Все понятно, товарищи бойцы?
  • (Посерьезнели его бойцы)
  • — Понятно…
  • — Младшему сержанту Осяниной проверить припас и готовность. Через пятнадцать минут выступаем.
  • Рита О.:Есть, товарищ старшина. 
  • (Фоном Звучит песня №2 из к/ф «А зори здесь тихие»)
  •  
  • Рита Осянина:Из всех довоенных событий Рита Муштакова ярче всего помнила школьный вечер — встречу с героями-пограничниками. И хоть не было на этом вечере Карацупы, а собаку звали совсем не Индус, Рита помнила этот вечер так, словно он только-только окончился и застенчивый лейтенант Осянин все еще шагал рядом по гулким деревянным тротуарам маленького приграничного городка. И Рита страшно схитрила: повела его самой дальней дорогой. А он все равно молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у нее разрешения. И от этой робости сердце Риты падало прямо в коленки. Рита была первой из их класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира, да еще пограничника. И более счастливой девушки на свете просто не могло быть.
  • Женя Комелькова.
  • Женька ничего не боялась. Скакала на лошадях, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку. А еще танцевала на вечерах цыганочку и матчиш, пела под гитару и крутила романы с затянутыми в рюмочку лейтенантами. Легко крутила, для забавы, не влюблялась. Счастливое было время, веселое, а мать все хмурилась да вздыхала: взрослая девушка, барышня уже, как в старину говорили, а ведет себя… Непонятно ведет: то тир, лошади да мотоцикл, то танцульки до зари, лейтенанты с ведерными букетами, серенады под окнами да письма в стихах.
  • Лиза Бричкина:
  • Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро ее обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и тотчас же выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал — отодвигал. Лиза шла во двор задавать корм поросенку, овцам, старому казенному мерину. Умывала, переодевала и кормила с ложечки мать. Готовила обед, прибирала в доме, обходила отцовские квадраты и бегала в ближнее сельпо за хлебом. Подружки ее давно кончили школу: кто уехал учиться, кто уже вышел замуж, а Лиза кормила, мыла, скребла и опять кормила. И ждала завтрашнего дня.
  • Соня Гурвич:
  • Еще в университете Соня донашивала платья, перешитые из платьев сестер, — серые и глухие, как кольчуги. И долго не замечала их тяжести, потому что вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галерку. А заметила, сообразив, что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале. Это было уже спустя год, летом. А через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил ей тоненькую книжечку Блока и ушел добровольцем на фронт.
  • Галя Четвертак:
  • Война застала Галю на третьем курсе, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а Галю нет, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя, не сдаваясь, упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил Галю в зенитчицы.
  •  Монолог Старшины Васкова:
  • — Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и никогда не пройдете!
  •  
  • Группа гитаристов исполняет песню «Кукушка» В.Цоя
  •  
  • (Фоном В.А.МоцартРеквием Лакримоза)
  •  
  •    Рустам Н.:Враг не щадил ни женщин, ни детей. Но наш народ выстоял. Многие солдаты не вернулись. Всюду, где ценой своих жизней завоевали победу, они остались стоять в бронзе и в граните.
  • Алсу В.:Они стоят в каждом городе,в каждом селе-солдаты,одетые в шинели. Они стоят как памятники воинам- известным и неизвестным, фамилии которых высечены на граните, чтоб не стерлось за давностью лет то, что в жизни зовется бессмертием.
  •  
  • Инсценировка «Солдат аналары»
  • (Фоном звучит татарская народная песня)
  • Хәлләр ничек, солдат аналары?
  • Язлар җитте, көтеп балаларны
  • Теләп бар дөньяга тынычлыклар,
  • Озын-озак үтте быел кышлар.
  • Менә тагын берәү янып-көеп,
  • «Хәерле юл, балакаем», — диеп,
  • Яшен йотып, капка төпләрендә
  • Улын озатып калды. Кат кат үбеп.
  • Ә кайсыгыз йоклый алмый төнен,
  • Улы тәрәз чиртер кебек бүген.
  • Берәвегез шатлык яшен сөртә.
  • Кемдер мәңге кайтмас улын көтә…
  • Сабырлыклар биргән, чиктән ашкан.
  • Ниләр кичмәгәндер сезнең баштан.
  • Бер учка сыярлык гади йөрәк,
  • Баласына — ышанычлы терәк.
  • Чөнки анда тирән сөю хисе,
  • Кайгыртулар, барлык изге теләк.
  • Ул сөюләр җир шарыннан зурдыр,
  • Аны ничек аңлатмаклар кирәк?
  • Кайтыр улларыгыз, ныгып,үсеп
  • Егетләрчә авырлыклар кичеп.
  • Олы җанлы солдат аналары,
  • Саулармысез, хәлләрегез ничек?( Фирдания Нугаева)
  • Алсу Г.:Купме сагышлы караш, купме куз яшьлэре курде бу
  • hэйкэл!Купме ятим аналар hэйкэл янына килеп бу таш сынны
  • "балам" диеп сыйпадылар.Купме тол хатыннар hэйкэл янына килеп назлы сузлэрен пышылдадылар.
  • Сугышка безнен авылдан75кеше киткэн.
  • Резеда К.:
  • Шул 75 кешедэн берничэсе  генэ эйлэнеп кайткан. Купме
  • авылдашыбыз чит-ят жирлэрдэ ятып калды. Алар еракта, доньянын.
  • торле иллэре туфрагында мэнгелек йокыга талдылар.

  • Диана Б.: Улым! Газизем бердэн-берем. "Мин бик тиз кайтырмын, эни",
  • дип елмая-елмая чыгып киттен дэ югалдын. Кузлэрем исэн чакта сине кабат курермен дип ометлэнгэн идем. Кайтмадын, шул. Атан белэн бергэ еракта калдыгыз. Балам, куз нурым, кышкы озын тоннэрдэ сугыштан язган бердэнбер хатынны укып юанам.

  • ГОЛОС ПАМЯТНИКА ЗА КУЛИСАМИ (Ниатбакиев Рустам)
  • Исендэме, энкэй, мине озатып; 
  • Авыл кумелгэнче бардын.да,
  • Хэлсез кулларынны салмак кына
  • Болгый-болгый карап калдын, да,
  • Эрнетмэскэ телэп мине шунда
  • Елавыннан узен, тын булдын.
  • Тик шулай да кузен, сортер ечен
  • Яулык почмагына тотындын.

  • Диана Б.:
  • Син яраткан жырларны жырлап,
  • Кунелемне эзрэк юатам,
  • Син дэ кушылып минем белэн
  • Жырлашасын кебек ерактан.

  • Группа гитаристов исполняет песню «Чэчэклэр уяныр»
  • Алсу В.:Судьба… Загадочное слово, над смыслом которого я часто задумываюсь. Что есть судьба? Строишь ли ты сам свою судьбу, а может, ее кто-то предопределяет?  Вот  например война, которая ворвалась в судьбы мирных граждан 40-х…Мог ли человек что-то изменить? Мог ли человек остаться человеком после всего пережитого ужаса?
  • Рустам Н.: Мне кажется, что все зависит от самого человека, от его характера, нравственных ценностей, силы духа. Жизнь жестока, она часто несправедлива к людям. И лишь от силы человека, его души зависит итог его жизни. 
  • Яркий пример тому главный герой  художественного фильма, снятого по книге Михаила Шолохова «Судьба человека»
  • Валеева Алсу: Да.. Страшные годы провел Андрей Соколов в фашистском плену, пережил смерть товарищей, вынес муки голода, холода и непосильной работы. И все это время его поддерживали мысли о семье, надежда на встречу с любимой женой, сыном и дочками.
  • Рустам Н.:Но и эту надежду отняла война. Погибли, убитые фашистской бомбой жена и дочери.
  • А в последний день войны немецкий снайпер застрелил сына.
  • Судьба человека…. Судьба солдата, который немыслимыми усилиями вырвал у врага право на жизнь. Но где взять силы для жизни, когда на Земле не осталось ни одного родного человека?
  • (Фоном звучит песня «Враги сожгли родную хату..»)
  • Соколов: Эй, Ванюшка, пойдем в чайную пообедаем, а потом я тебя на машине покатаю.
  • Ванюшка: А откуда вы знаете, дядя, что меня Ваней зовут?
  • Соколов: Я человек бывалый, много чего знаю. (После паузы) А где твой отец, Ваня?
  • Ванюшка: Погиб на фронте.
  • Соколов: А мама?
  • Ванюшка: Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали.
  • Соколов: А куда вы ехали?
  • Ванюшка: Не знаю, не помню.
  • Соколов: И никого у тебя тут родных нету?
  • Ванюшка: Никого.
  • Соколов: А где же ты ночуешь?
  • Ванюшка: А где придется.
  • (Соколов отворачивается, отходит на несколько шагов, вытирая слезу. Останавливается, поворачивается к Ванюшке.)
  • Соколов: Ванюшка, а ты знаешь кто я такой?
  • Ванюшка (на выдохе громким шепотом, приподнимаясь): Кто?
  • Соколов: Я – твой отец.
  • Ванюшка разбегается, запрыгивает на Соколова, обнимает.
  • Ванюшка: Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь!
  •  
  • Группа гитаристов исполняет песню «Ты же выжил ,солдат!» (на последнем куплете все участники выходят на сцену)
  •  
  • Алсу В.:По праву ПАМЯТИ мы сегодня склоняем головы перед мужеством и стойкостью ветеранов Великой Отечественной войны.
  • Рустам Н.:Перед генералами и рядовыми, танкистами и пехотинцами, лётчиками и артиллеристами, матросами и связистами, медсёстрами и санитарами.
  • Алсу В.:Мы чтим мужество жителей блокадного Ленинграда. Преклоняемся перед взрослыми и подростками, ковавшими победу в тылу. Скорбим вместе с матерями и вдовами погибших.
  • Рустам Н.:Мы помним о замученных в фашистских концлагерях и низко склоняем головы перед бывшими малолетними узниками фашизма, чьё детство унесла война.
  •  
  • Алсу В.:Неугасима память поколений
  • О тех, кого так свято чтим.
  • Давайте, люди, встанем на мгновенье
  • И в скорби постоим и помолчим.
  • Рустам Н.: В память о тех, кто сложил головы на фронтах  Великой Отечественной войны ,объявляется минута молчания
  •  
  • МЕТРОНОМ
  •  Алеся Т.: Давайте будем миром дорожить,
  • Давайте пожимать друг другу руки.
  • На что дана земля нам? Чтобы жить
  • Без ненависти, горя, зла и скуки.
  •  Руслан Т.:Убийства, кровь вовек нам не нужны,
  • Зачем нам эта боль на белом свете.
  • Пусть знают все - мы не хотим войны,
  • Пусть всюду на земле смеются дети!
  • Все исполняют песню «Кто, если не мы?» 

  • Данная композщиция, подготовленная учительским колективом  учащимися школы № 52 г, Тюмени была представлена на городском конкурсе в 2016 году, заняла 1 место. 


  • Директор школы №52 Манкаева Алевтина Зиннатулловна 

 

.