Илдар Зиганшин о том, как предотвратить радикализм (Из выступления на круглом столе) PDF Печать E-mail
Духовная жизнь
18.04.2015 06:01

 Ильдар Зиганшин о том, как предотвратитҗ экстремизм:

15 апреля в ДК «Строитель» города Тюмени состоялся круглый стол на тему «»Ислам и молодежь. Противостояние радикализму и экстремизму в мусульманской молодежной среде».

Там были затронуты вопросы экстремизма в мире, сделана попытка определить ареал его распространения и современная ситуация, связанная с молодежным экстремизмом, определить приоритетные задачи борьбы с экстремизмом, гармонизации межконфессиональных отношений.

Предлагается выступление на круглом столе

Ильдара-хазрата Зиганшина, руководителя Представительства в Тюмени Центрального духовного управления мусульман России.

Как предотвратить экстремизм среди молодежи?

Первый тезис

Для того, чтобы противостоять какому-либо негативному явлению в обществе, необходимо уточнить его природу. Природа экстремизма в том, что это прежде всего идеология. Поэтому и бороться с экстремизмом нужно вести именно на идеологическом уровне. Отрицательную идеологию можно изменить только более сильной, направленной на позитивное развитие идеологией. Поэтому все институты государства, занятые в сфере идеологии, должны заниматься профилактикой экстремизма. В числе идеологических структур общества находятся и религиозные. Это означает, что мечети, имамы должны уделять значительную долю внимания вопросам гармоничного развития человека, общества, быть  личным примером в благонравии, участием  в актах милосердия и благотворительности.

Тезис второй

Что такое профилактика?

К сожалению, на всех нас лежит бремя идеологии советской эпохи. Мы, более старшее поколение, вышли из той эпохи. А в ней, как мы помним, всякая борьба  с чуждой идеологией выливалась в собрания, митинги, пропаганду, демонстрации, съезды, информационные кампании, Было так, когда антиобщественные явления угрожали извне, но чуждая нам идеология  сегодня не только за рубежом, как было раньше, а внутри нашей страны, и многие из них являются следствием наших собственных ошибок. Значит, нужно изменить отношение к понятию профилактики радикализма, экстремизма. О необходимости понимания этого явления мы уже говорили. Профилактика требует, чтобы изменились условия, в которых экстремизм вызревает. Прежде всего, выявить, какие слои общества более подвержены радикализму. Это экономически и социально неустроенные люди, молодежь, которую не устраивает существующее положение общества. Нужно разрабатывать программы не просто поддерживающие эту категорию людей, ибо такие меры порождают иждивенчество. Необходимо создание реальных условий для развития молодежи, их занятости достойным трудом, профессионального роста на законодательном уровне, причем в короткие сроки, возродить профессиональные технические училища. Нужно возродить все институты  и каноны нравственности, поведения и действий человека, индивида. Как это было во всех традиционных обществах, в которых люди больше всего боялись общественного порицания, чем наказания на юридической основе.  В этом огромная роль принадлежит религиозным организациям.

Тезис третий

Профилактика социальных недугов предполагает систему воспитания. Вопрос в том, с кого начать воспитание, когда ситуация запущена. Прежде всего – с детей. В первую очередь их воспитывает семья. Затем детский сад, школа, институт, университет. А кто воспитает сегодняшних нерадивых родителей или учителей, которые то раздеваются донага и выкладывают свои фото в «ю-тубе», то заказывают своих же учеников, предварительно влюбившись в них (бред!).

Можно сказать, что их должны воспитывать государство, власть. А власть – это и губернатор Сахалина, и небезызвестный бывший министр обороны. Какой они показывают пример обществу? Какие примеры подает обществу четвертая власть – телевидение, где мы видим постоянно полуобнаженные фигуры, скандальные сенсации, и чем скандальнее, тем выше рейтинг. Следовательно, нужно начинать с самовоспитания. Вывод прост, как и все действительно верное. Если общество действительно озабочено проблемой роста радикальных и экстремистских явлений, каждый член общества должен начинать с осознания меры своей ответственности за происходящее.

Невозможно изменить по щучьему велению то, что  накопилось на протяжении десятилетий. Чтобы это стало возможным, надо двигаться вперед шаг за шагом, начиная с доброго приветствия друг друга, терпеливого  отношения к тому, что тебя раздражает, контролируя собственную речь, исключая из собственной речи кажущихся безобидными фразы с безнравственным смыслом типа «как ты выглядишь сексуально» или «в этом мире нужно быть наглым». В вопросах воспитания вообще нет мелочей. Поэтому, как бы мы ни привыкли к существующим стереотипам, нам всем нужно постоянно контролировать эмоции, слова и действия свои. А Государство и Религия – они должны задавать ориентиры. Нужно сказать, что в последние годы в этом направлении сделано немало. Однако, видимо, этого недостаточно, коль мы продолжаем говорить об этом так озабоченно. Поэтому обращаем особое внимание на то, что  каждый  из нас обязан заниматься  самоусовершенствованием. А это главный принцип в Исламе. Именно духовное самоусовершенствование  Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) назвал большим Джихадом.

Тезис четвертый

Сегодня мы наблюдаем плодотворное взаимодействие Государства и Религии. Это заметно на всех уровнях. Однако в этом позитиве  есть и скрытные опасности. В обществе уже сложилось мнение, что Религия это тоже власть. А это не так. Не должно быть так. Авторитет Религии не во властности, а в нравственности. Соединение и срастание Религии и Государства  никогда в истории не давало положительного результата. Напротив, как показывает практика,  к хорошему результату приводит разделение функций. Религия должна «поправлять» власть, если она отклоняется от нравственных ориентиров. А если вдруг случались коллизии в сфере религии, то, бывало,  в свою очередь власть поправляла религиозных деятелей. Об этом говорят лучшие страницы нашей истории. Вот в чем должна заключаться основа взаимоотношений Государства и Религии. Элита общества ответственна за его нравственное состояние.

Тезис пятый

Мы всегда ждем от наших собраний готовых решений и сиюминутных результатов. Нужно понять, что в общественных процессах ускоренное достижение хороших результатов достигается редко. Ощутимые положительные результаты дает  целенаправленная работа в системе, притом, если эта система не прерывается ни на один день. Также очень  важно осознание простых понятий, таких, как «поступай с окружающими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой».  Мы с легкостью произносим эту фразу и призываем к этому с трибун. Осознаем ли смысл этого в достаточной степени глубины, так, чтобы это стало мерилом каждого нашего поступка? Каждого!

Мы должны признать, что этого нет сегодня. Мы всегда находим отговорки для себя и строго судим других. А ведь одного выше названного постулата из 10 мировых заповедей было бы достаточно, чтобы сделать общество вполне благополучным. Просто делай для людей и общества то, чего ты ждешь от них. Это явилось бы лучшей профилактикой всякого радикализма и экстремизма. Как ни парадоксально, реализация  в жизни этого простого принципа, оказалась трудным делом из-за серьезных недостатков в системе воспитания личности. Если этот принцип станет руководством в наших делах и поступках, все изменится к лучшему.

 

.