Саит Тусмухаметов: Мы на пути поиска Истины PDF Печать E-mail
Интервью
27.02.2015 17:25

.Наш собеседник - Саит Тузмухаметов, руководитель Союза татарской молодежи Тюменской области.

 

  • ДОСЬЕ: Саит Тузмухаметов родился и вырос  в городе Тюмени, окончил Нефтегазовый университет, проучившись два года в магистратуре, получил степень  магистра, как инженер  около трех лет проработал на заводе. С  2008 года активный участник татарского национально-культурного  движения, с 2012 года – председатель Союза татарской молодежи Тюменской области. Он финалист конкурса «Татар егете-2010» В настоящее время работает в Центре татарской культуры, возглавляет отдел работы с молодежью.

 

Саит, сколько насчитывается в Союзе молодых людей, которые принимают наиболее активное участие в молодежном движении?

– Активистов –  20 человек. Мы не стремимся к тому, чтобы в руководстве организацией было  больше людей, чтобы не происходил в работе хаос. Это люди, которые прикипели к общественной деятельности всей душой, потому их деятельность продуктивна, дает положительные результаты.

Деятельность Союза не ограничивается, наверное, узким кругом участников?

– Естественно, наша задача – охватить нашими мероприятиями как можно больше молодых людей.

- У вас разработана концепция деятельности,  программа, какие цели преследует Союз?

- Концепция как таковая и программа еще не разработаны, но мы работаем по плану, составляем план мероприятий на определенный отрезок времени, обсуждаем и принимаем его коллегиально. Наша основная задача – приобщение татарской молодежи  к нашим национально-культурным традициям,  изучение  истории нашего народа, родного языка, а также привлечение татарской молодежи к активному участию в формировании гражданского общества, основанного на принципах  толерантного отношения к представителям разных национальностей и конфессий.

–  Члены Союза владеют родным языком?

- Выходцы из деревень владеют, но общаемся мы между собой на русском языке, так как почти все городские  не владеют татарским языком, однако  когда для прикола, когда в виде шарма в речь вставляет отдельные фразы на родном языке.

А вот ты сам говоришь на родном языке неплохо, хотя родился, вырос в городской русской среде. Это заслуга твоей семьи или изучал язык на каких-либо курсах?

– Знание родного языка у меня  – от родителей, они дома в основном разговаривают между собой на родном языке, хотят, чтобы мы, дети, овладели материнским языком с раннего возраста, У меня есть младшая сестра, учится также в Нефтегазовом университете,  она тоже говорит на татарском языке, но слабовато. Надеюсь, что сестричка проявит больший интерес к татарскому языку, ведь она тоже принимает участие в работе Союза.   Моя мама из деревни Тархан (Чечкино) Ярковского района, папа из из Малькова Тюменского района, вырос в русской среде, но родной язык знает, они дорожат своими родственными корнями.  Хочу сказать, что семья играет важную роль в сохранении родного языка. Если родители хотят передать свой родной язык, то дети будут знать его. Ведь родной язык – это основа  морально-нравственных устоев, бесценное духовное богатство для человека любой национальности.

– Известно, к сожалению, что в большинстве городских семей родители не обучают детей родному языку, а некоторые и сами не владеют им. Ты говоришь, что одна из главных задач Союза – приобщение молодых людей к родной культуре, к родному языку. Как претворяете эту задачу в жизнь?

– В Центре татарской культуры есть платные курсы татарского языка, кто желает, у кого есть возможность, посещают занятия.

–  В последние годы сибирские татары все больше и больше отдаляются от татарского литературного языка, поскольку его изучает в школах менее 30 процентов наших детей, и то в условиях выделения минимального количества часов на его изучение. А городские дети не знают ни материнского сибирскотатарского языка, ни литературного. Как молодежь относится к данной проблеме? Какой язык нужен будет татарам Сибири, если вообще возникнет серьезная потребность в родном языке?

-  Уже проделана определенная работа по созданию литературной нормы сибирскотатарского языка. Я считаю, что нужно сохранить и развивать и общетатарский литературный язык, и сибирскотатарский язык. Кто на каком пожелает читать литературу, пусть на том и читает.  Ведь оба языка – это наше богатство, они оба нужны нам.

– Очевидно,  еще не организована у нас для молодежи целенаправленная системная работа по изучению родного языка.

– Пожалуй, да. Наша молодежь тянется друг к другу, им интересно собираться вместе, проводить вечера отдыха, какие-либо культурные мероприятия, которые способствуют сближению друг с другом. Вот начали возрождать татарские посиделки, проводим викторину «Кто, где, когда?» вопросы которых связаны с историей и культурой нашего народа.  Нас радует то, что в результате таких мероприятий молодые люди находят себе пары, у нас создалось  уже более 10 молодых татарских семей. Это очень важно, потому что в смешанных браках стираются национальные особенности, или на почве национальных различий возникают проблемы, доводящие до развода. Как показывает практика, национальная семья бывает намного прочнее.  Что примечательно, вновь создавшиеся  молодые семьи с большим желанием стремятся изучить родной язык, хотят передать его своим детям. Мы наблюдаем  пробуждение  у них национального самосознания.

– Сегодняшняя молодежь – это наше будущее, сможет ли наш народ сохранить родной язык, духовно-культурные ценности нашего народа в будущем, зависит от вас. Говорите ли вы об этом, есть ли у вас какая-то идея,   душевная потребность внести свою долю в дело сохранения национально-культурного наследия нашего народа, готова ли молодежь принять эстафету национально-культурного развития из рук старшего поколения?

–  Сегодняшней молодежи нужна легкая, привлекательная  форма общения, мероприятия развлекательного характера, не могу сказать, что к серьезной работе для будущего она готова сегодня.  Да и общая обстановка в татарском национальном движении не побуждает, не располагает к этому. Молодые люди говорят: «Зачем мне татарский язык? Где он мне понадобится? Мне надо знать  английский».  Мы хотим, чтобы наша молодежь имела возможность получить конкурентоспособное хорошее образование, изучать не только государственный русский и родной язык, но и иностранные языки.  Мы не собираемся останавливаться лишь на развлекательной программе, на данном этапе нам важно собирать вместе татарскую молодежь, осуществлять приобщение к истокам национальной культуры, заинтересовать, чтобы создать базу для более активной деятельности, а там будем думать и о будущем.

– В Тюмени существует  ночной клуб для татарской молодежи. Вы знаете, как там отдыхает молодежь?

– Нет, мы туда не ходим, но я считаю, что ничего плохого там не происходит, это один из форматов отдыха,  кто где хочет, как хочет, там так  и отдыхает.

– Говорят, в ночные клубы молодых людей  ходит больше, чем на ваши мероприятия?

– Соглашусь, но не считаю, что это  беда. Для молодежи есть выбор. Ведь к нам приходят не просто отдохнуть, повеселиться, провести время, а приходят те, кого интересует наша национальная культура, история, судьба нашего народа. Мы занимаемся пропагандой здорового образа жизни, у нас нет алкоголя,  наркотиков, непристойных видов развлечения. У нас пропаганда здорового образа жизни негативное отношение к алкоголю, курению,

– По этим проблемам проводите какие-то конкретные виды мероприятий или беседы?

– Ну как беседы… В нашей организации  просто такая атмосфера, что все знают, что у нас нет того негатива, что противоречит здоровому образу жизни, это не наш формат.  Мы придерживаемся принципа свободного, осознанного  выбора молодыми людьми  образа жизни, формы отдыха, не навязывая свои жизненные позиции, а являясь примером.

Одни приходят  к нам и уходят, другие приходят -  остаются. Именно осознанный выбор, доброе  отношение молодых людей к принципам нашей деятельности сплачивает наш коллектив.

– Каково духовно-нравственное состояние членов Союза татарской молодежи, как они относятся к религии?

– Ислам и наша национальная культура неразделимы, мы помним об этом, стараемся не отходить от духовно-культурных традиций.  Есть среди нас молодые люди, которые живут в вере. Первый руководитель Союза Руслан Мамеев соблюдает каноны Ислама, читает намаз. В моей душе присутствует иман, моя бабушка была очень религиозной, она вложила в мою душу это чувство, просто пока вплотную не вошел в веру, нахожусь на пути поиска Истины.  Все члены нашего Союза относятся к Исламу  также с большим уважением, стремятся больше узнать о нашей религии, мы проводим встречи с представителями духовенства, которые читают нам лекции, проводят беседы ознакомительного характера.

– Кто является вашим духовным лидером?

-  Нет у нас кумиров среди религиозных деятелей, лидеров, которых мы могли бы назвать именно нашими. Мы не хотим, чтобы кто-то оказывал на нас свое влияние, навязывал нам свои убеждения, сами хотим найти Истину в вере.

 Беседовала  Бибинур Сабирова

 

.