2014 год - год памяти Исмаила Гаспринского PDF Печать E-mail
История
06.11.2014 15:12

2014 год памяти Исмаила Гаспринского

Жизненный и творческий путь

Исмаил Гаспринский (1851–1914) родился 8  марта 1851года в селе Авджикой, (по другим сведениям в соседнем селе Улу-Сала), Ялтинского уезда Таврической губернии(ныне Бахчисарайский район Крыма) в семье офицера русской службы Мустафы Али-оглуГаспринского и его жены Фатма-Султан Темир-Гази-кызы (девичья фамилия Кантакузова). Мустафа Али-оглу был уроженцем расположенного на южном берегу Крыма аула Гаспра, и потому взял себе фамилию Гаспринский.

В апреле 1854 г. семью утвердили в дворянском достоинстве. Исмаил Гаспринский получил образование домашнее, в начальной школе (мектебе), в Симферопольской казенной мужской гимназии, в воронежском военном учебном заведении, а затем во 2-й Московской военной гимназии. Не окончив учебы, вернулся в Крым, где стал учителем начальной школы. В 1871 г. уехал во Францию. С 1874 по 1875 годы жил в Турции. Вернувшись в Крым, он был избран гласным (депутатом) Бахчисарайской городской Думы. С 13 февраля 1879 года по 5 марта 1884 года — городской голова Бахчисарая.

С 10 апреля 1883 Гаспринскому разрешили издавать и редактировать первую российскую тюрко-славянскую газету «Переводчикъ-Терджиманъ». Она долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а с началом XX века старейшей мусульманской газетой в мире. Газета просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23 февраля 1918 года.

Через «Переводчикъ-Терджиманъ» идеи Исмаила Гаспринского распространялись в Крыму, Идел-Урале, Хивинском ханстве, Бухарском ханстве, Сибири. Его идеи претворял в жизнь сибирский просветитель-меценат Нигматулла-хаджи. Кроме того, газета распространялась в Персии, Китае, Турции, Египте, Болгарии, Франции, Швейцарии, США. И. Гаспринский не предполагал, что его газета более популярна среди иностранцев, нежели среди соотечественников.

С конца 1905 года Гаспринский начал издавать первый крымско-тюркский журнал для женщин «АлемиНисван» («Женский Мир»), редактором которого была его дочь Шефика. В 1906 году добился разрешения на издание первого юмористического журнала на родном языке под названием «Ха-ха-ха». Позже он создал новый еженедельник — орган мусульманской фракции Государственной Думы Российской империи газету «Миллет» («Народ»).

Исмаил Гаспринский, Гасан-бек Зардаби иАлимардан-бек Топчибашев. Баку, 1907 год

Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Ходжа и субъян» («Учитель детей»). С 1887 г. И.Гаспринский являлся членом Таврической ученой архивной комиссии.

В 1905 г. И. Гаспринский и его единомышленники создали мусульманскую либеральную организацию «Бутюнрусиеиттифак аль муслимин», был активным участником всех съездов «Иттифак эль муслимин»..

Мировоззренческие принципы и идеи

Мировоззренческие принципы и идеи И. Гаспринского основывались на основе либеральной идеологии, прогрессивного развития общества, дружбы славянских и тюркских народов, конфессиональной терпимости христиан и мусульман, неприятия радикальных требований социалистов.

Взгляды И. Гаспринского по общественной значимости стоят в одном ряду с идеями выдающихся просветителей и философов Джамалютдинааль-Афгани, ШигабутдинаМарджани, Мухаммада Абдо, Гасанбека Меликова Задарби, МахмудходжиБехбуди и др.

И. Гаспринский — автор нескольких художественных произведений: роман «Французские письма», повесть — «Африканские письма — Страна амазонок»; рассказ «АрсланКыз», новелл — «Горе Востока», эссе «Русское мусульманство.

И. Гаспринский награжден орденами: бухарским «Золотой орден Восходящей Звезды» (III степени); турецким «Меджидие» (IV степени); иранским «Льва и Солнца» (IV и III степени) и «Медалью Санкт-Петербургского русского Технического общества» (бронзовая).

И. Гаспринский умер в Бахчисарае и похоронен на территории Зынджырлы медресе.

Путь в будущее освещается из прошлого через настоящее.

Тысячами живых нитей о связан  Исмаил Гаспринский  с  настоящим. Он современен как никогда именно сейчас, на новом повороте истории после крушения эры тоталитаризма. Условия сегодняшнего дня, когда идет поиск общественных моделей, оптимально гарантирующих  и права человека, и права наций, обеспечивающих необходимые  свободы, воодушевляющих людей, пробуждающих инициативу и творчество, сами собой наталкивают на новое осмысление  наследия великих мыслителей. .

 

.