Роль Ислама в духовно-нравственном обновлении общества

 

В формировании основных направлений духовной культуры, высоких нравственных норм, системы воспитания детей, семейных традиций любой национальности решающую роль играет религия, а у мусульман – Ислам.

Для определения положения и роли Ислама на данном этапе развития нашего общества, необходимо обратиться к его истории.

  •  
  • В связи с утратой мусульманскими народами своей государственности Ислам в России не мог занять достойное место на протяжении четырех с лишним столетий, полна трагических событийистория Ислам этого периода. Волна протеста против насильственного крещения мусульманских народов в период царствования Ивана Грозного прокатилась по всей России. Екатериной Второй впервые в России было создано Духовное управление мусульман России, учрежден муфтият, но не с целью возрождения в России Ислама, а с целью ограничения поля деятельности духовенства, направления его авторитета среди мусульманских народов на нужный власти путь.
  • Царица Екатерина быстро приостанавливала любую инициативу в пользу наций, всякую научную и общественную деятельность, упрекая Духовное управление тем, что оно выходит за рамки своей деятельности, хотя разрешила строительство мечетей, но только в деревянном исполнении.Такой подход с ее стороны явился одним их эффективных приемов торможения развития культур мусульманских народов в соответствии с идеологией Российского государства.
  • В Сибири Ислам исповедовали в основном сибирские татары – коренной народ этого края. В статистическом комитете Тобольской губернии в конце 19 века было взято на учет 275 татарских юрт, в 1905 году - 137 мечетей и 64 школы-медресе при них. К двадцатым годам число мечетей значительно увеличилось за счет строительства их татарами-переселенцами из Поволжья и Урала, соответственно и школ-мектебе при них стало больше. Мечети и медресе строились силами народа на средства меценатов, вся система национально-светского и религиозного образования и воспитания создавалась и содержалась на средства самого народа, благотворителей, никакой поддержки со стороны государства не было. Кармышаковы были одними из прославленных сибирских меценатов-просветителей.

  • Центром религиозно-светского образования, воспитания и подготовки священнослужителей было медресе при Ембаевской мечети. Весь этот комплекс мечети, в состав которого входило и медресе, был выстроен братьями Нигматуллой и Рахматуллой Кармышаковыми в середине 19 века и содержался на их средства. В настоящее время только одно основное здание этого уникального комплекса – мечеть взята под государственную охрану как архитектурный памятник и носит имя Нигматуллы хаджи.

  • О Ембаевском медресе знали далеко за пределами России, оно славилось хорошо подготовленным педагогическим коллективом и богатой библиотекой, состоящей из более 2000 книг. В этой библиотеке были уникальные, редчайшие книги, изданные в разных странах. В медресе обучали не только религии, но родному и русскому языкам, преподавали и другие светские науки.

  • Урон непоправимый

  • Духовно-нравственная основа, гуманистические идеи системы образования и воспитания, созданной дореволюционными мусульманскими учреждениями, явились благодатной базой для создания сети единой трудовой школы при советской власти. Бывшие представители духовенства пришли в советскую школу, воспитали несколько поколений преданных Родине патриотов, создали школу патриотического и интернационального воспитания в регионе. Многие из них вошли в историю края как просветители, создавшие школу нравственного и интернационального воспитания. Об этом свидетельствует героизм сибиряков- татар, проявленный ими на фронтах Великой Отечественной войны, героический труд оставшихся в тылу и во все годы восстановления и развития нашей страны. Многие из них были воспитанниками бывших медресе.

  • Тем не менее, в советскую эпоху мусульманской культуре был нанесен невосполнимый урон. Перевод письменности на латиницу, а затем на кириллицу закрыл путь к богатейшему национально- культурному наследию подавляющему большинству татарского населения. Вся литература, изданная на основе арабской графики, сыгравшей огромную роль в становлении мусульманской культуры, до сих пор доступна только избранным.

  • В годы репрессий только в Европейской части России и Сибири было разрушено около 15 тысяч мечетей, уничтожено около 50 тысяч религиозных ученых, имамов, иные были сосланы на каторги, упрятаны в тюрьмы, сожжены миллионы экземпляров Корана. Полностью была сожжена уникальная библиотека Ембаевского медресе.

  • Было сфабриковано «Дело о заговоре ЦДУМ», на основании которого арестовано около 30 человек – цвет духовенства, и ни один из них не вышел живым из застенков. Центральному Духовному управлению России ничего не оставалось, как смириться, ограничить свою деятельность призывами к мусульманам сохранять веру в душе. Было бы ошибочно думать, что только советская система обучения и воспитания сохраняла в людях чувство преданности Родине, это чувство взращивалось верой, которое сохранялось в душах людей.

  • Мусульмане d борьбе с фашистской Германией

  • В самом начале Великой Отечественной войны гитлеровцы, используя факты репрессий против духовенства и верующих, активно принялись к делу мобилизации советских мусульман в свою сторону. Фашисты создали легион «Идель-Урал» и другие мусульманские формирования, надеясь, что мусульмане встанут в ряды фашистов, а на Кавказе откроют им дорогу к бакинской нефти. Но фашисты просчитались, мусульмане встали на защиту своей Родины.

  • Ярким примером преданности Родине является героизм джалильцев – членов «Идель-Урал», казненных немецкими фашистами. В мае 1942 года, когда шли ожесточенные кровопролитные бои на фронтах, газета «Труд» опубликовала обращение к мусульманам под подписью муфтия ЦДУМ Габдурахмана Расули. Данное обращение было принято на состоявшемся

  • 15-17 мая 1942 г.( впервые после 1926 г.) Съезде мусульманского духовенства. Обращение содержало призыв сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. В нем Г. Расули дал религиозную интерпретацию борьбе советских мусульман против нацизма. В Обращении были такие слова: «Великий Аллах в Коране говорит: «Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых» («Бакара», 186)

  •  Это обращение было переведено на языки мусульманских народов и распространено властями в местах компактного проживания мусульман и в войсковых частях. В те дни для мусульман идея защиты веры и Родины слилась в единое целое,они сражались не жалея сил, отдавали свои жизни во имя защиты веры и великой Родины. Именно поэтому мечеть на Поклонной горе в Москве называют мечетью Шахидов.

  • 3 марта 1943 года в газете «Известия» была опубликована телеграмма председателя ЦДУМ Габдурахмана Расули о сборе средств мусульманами на строительство танковой колонны и о том, что он лично вносит 50 000 рублей в это дело. В ответ И.В.Сталин направил телеграмму с просьбой передать благодарность мусульманам, участвовавшим в сборе средств на постройку танковой колонны. Однако уже в 1945 году, после окончания войны, ходатайство муфтия России Г. Расули об открытии исламских богословских курсов было отклонено.

  • Мусульмане в несли свою лепту в Великую победу над фашизмом, но после войны власть вновь встала на путь изгнания религиозного духа из мирной жизни, что привело впоследствии к духовному кризису нашего общества. Такое положение продолжалось вплоть до начала демократических преобразований в стране, которые открыли путь к возрождению религии.

  • Процесс возрождения Ислама в Сибири

  • Процесс возрождения Ислама на юге области в годы демократических преобразований начался при поддержке руководителей области.

  • В 1986 году после успешного окончания медресе «Мир-Араб» в Бухаре, вернулсяв родные края Галимзян Бикмуллин и стал имамом -хатыбом молельного дома в Тюмени. По его инициативе в 1994 году было организовано Духовное управление мусульман Тюменской области, которым он руководит по сей день.

  • Духовное управление особое значение придавало и придает строительству культовых учреждений, так как здания бывших мечетей, хотя они могли быть возвращены вновь созданным религиозным общинам, пришли в непригодность. За исключением четырех зданий мечетей кирпичного исполнения ( 2 мечети в селе Ембаево, 1 – в г.Тобольске и 1- в деревне Тоболтуры Тобольского района), для строительства которых в свое время потребовалось особое разрешение властей. Все остальные мечети в деревянном исполнении к этому времени пришли в непригодность.

  • При финансовой поддержке Администрации Тюменской области и спонсоров в областном центре была воздвигнута первая в истории Сибири Соборная мечеть, торжественное открытие которой состоялось в 1997 году. Ранее, в конце 80-х годов, по инициативе семьи Арангуловых была восстановлена и открыта мечеть в городе Тобольске. Вслед за ними одна за другой строились мечети в селах, поселках и городах. Открытие каждой мечети воспринималось как великое событие в жизни мусульман, как светлый праздник, началом пути к возрождению духовности. Мечети строились в основном на средства верующих, спонсоров из исламских стран, финансовую помощь оказывала и Администрация области.

  • В настоящее время официально открыты двери более 70 мечетей в селах, поселках и городах юга области при религиозных общинах, строительство не менее десятка мечетей находится на стадии завершения. На крайнем Севере во многих городах и крупных нефтяных поселках также воздвигнуты великолепные здания мечетей. В регионе продолжается строительство культовых зданий.

  • Под руководством муфтия Ханты-Мансийского автономного округаТагира хазрата Саматова ведется планомерная работа по приобщению мусульман Югры и Ямала к истокам мусульманской культуры, по духовно-нравственному оздоровлению общества. Надо отметить, что руководители нефтяных районов Севера оказывают более ощутимую поддержку строительству мечетей.

  • Открытие мечетей дало возможность привлечь к слушанию проповедей, к выполнению религиозных обрядов большего круга людей, организовать для желающих курсы изучения основ Ислама, Священного Корана.

  • Сотни желающих прошли в Тюмени летние курсы, организованные неоднократно при финансовой поддержке Администрации области и ДУМ ТО. Теперь прошедшие курсы сами читают проповеди, обучают желающих азам Корана, совершать пятикратный намаз- молитву. Как ДУМ ТО, так и руководители духовенства Севера систематически организовывают совершение паломничества мусульман в священные места Мекку и Медину при финансовой поддержке области.
  • Получила широкий резонанс в обществе проведенная в 1995 году научная конференция, посвященная 600-летию Ислама в Сибири по теме «Влияние Ислама на культуру народов Сибири». Позднее состоялась научно-практическая конференция на тему «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи».

  • Несколько лет тому назад ДУМ ТО издавало месячную религиозно-светскую газету «Хикмет» на русском и татарском языках, которая освещала жизнь мусульманских общин, процесс возрождения лучших национальных традиций, духовности, народную педагогику, связь между наукой и религией, взаимосвязь национальных культур, что тоже внесло свою лептув дело укрепления межнационального согласия в регионе. К сожалению, из-за финансовых трудностей газета прекратила свое существование.

  • Особой гордостью ДУМ ТО является вновь созданная библиотека, где сосредоточено более 1000 книг, фонд библиотеки пополняется из года в год. Сделало несколько выпусков женское медресе при Духовном управлении мусульман Тюменской области и мужское медресе, организованное на базе исторической мечети Нигматуллы хаджи.

  • Функционирует в Тюмени и представительство ДУМ АЧР (Духовного управления мусульман Азиатской части России). Его руководитель Фатых хазрат Гарифуллин много ездит по области, встречается с мусульманами, особое внимание уделяет ветеранам Великой Отечественной войны, активно сотрудничает с СМИ.

  • ЦДУМ (Центральное управление мусульман РОссии) представляет в Тюмени Илдар хазрат Зиганшин. По его инициативе воздвигнута небольшая мечеть на улице М. Мельникайте города Тюмени, куда любят ходить мусульмане центральной части города.

  • Большое значение придают духовные управления проповедям, разъясняющим основы Священного Корана и хадисов Пророка Мухаммада, провозглашающим, что Ислам – религия мира и добра, защищающая принцип свободы совести, вероисповедания и мирного сосуществования. Если говорить о татарах, то татары-мусульмане даже в самые трагичные для себя периоды в рамках российского государства следовали принципам не конфронтации, а мирного сосуществования, понимая, что именно такой подход является единственно приемлемым условием процветания. Можно быть уверенными, что истинные мусульмане, населяющие нашу область, не изменят этому принципу, поскольку Ислам учит уважать власть, подчиняться законам своей страны.

  • Одним из значительных событий в нашем крае явился выходкниги «Ислам в истории и культуре Сибири» ( в документах и материалах), подготовленной кандидатом исторических наук Гарифуллиным Изилем Бадретдиновичем, также подготовка к изданию научного труда в трех томах «Ислам в Сибири», над которым трудится сектор религиозных отношений Институа гуманитарных исследований под руководством профессора, доктора исторических наук Яркова Александра Павловича. В то же время мусульманское духовенство считает, что было бы целесообразно участие и ученых-богословов в подготовке к выпуску таких изданий об Исламе.

  • Многогранна культура мусульманских народов

  • Многогранна и богата культура мусульманских народов, которая формировалась под воздействием Ислама. Пушкин, христианин, воспитанный в духе европейской культуры, с восторгом принял вдохновляющее качество Корана, и запечатлел это в поэтических строках:

  • В пещере тайной, в день гоненья,

  • Читал я сладостный Коран.

  • Читая цикл стихов «Подражания Корану», мы узнаем, что его автор Александр Сергеевич Пушкин видит в Исламе стройную систему высокой культуры, что эта культура доброжелательна к другим культурам, готова на дружеские взаимоотношения с ними. Лев Николаевич Толстой не скрывал, что идеи Ислама созвучны с его мыслями, раздумьями, страданиями, с его мироощущением.

  • Мусульманская культура «Золотого века» (1Х-X1 века), когда были сформированы общие принципы мусульманской культуры, подарила миру шедевры культурно-исторических памятников, многие из которых сохранились до сих пор. Поэтическое мастерство Низами, Махтумкули, Фирдоуси, Саади, Мухаммада Физули, Алишера Навои, Омара Хайяма очаровывает читателя силой своего воздействия, а секрет очарования мусульманской поэзии заключается в высокой исламской духовности.

  • Причины необоснованного обвинения Ислама в тяжких грехах

  • Однако не всем понятна мусульманская культура, потому что мало известна. Следствием чего является необдуманное обвинение Ислама в «фундаментализме» и ваххабизме, также распространение отдельными силами религиозного фанатизма и экстремизма из-за рубежа или изнутри. Кто хорошо знает Ислам, убежден, что в Коране не заложена основа экстремизма. Создают экстремистские тенденции, используя исламскую религию, и развивают их те, кто отдалился от основных принципов Ислама, или те, кто пытается разжечь межконфессиональную, межнациональную рознь в своих корыстных целях. Среди каждого народа, в каждой стране могут быть бандиты, террористы, преступники, экстремисты, но это никак не относится к религиозным истокам народов. Что касается понятия«фундаментализм», в которое вкладывается смысл, порочащий Ислам, то следует помнить, что ни одна отрасль науки не возникает, не развивается без фундамента. Так же Ислам имеет свою незыблемую основу, что является его фундаментом, ведь любая религия – это учение и имеет свой фундамент.

  • На современном этапе, когда во многих уголках мира наблюдаются тенденциозные нападки на основы Ислама и мусульманские страны, возникает угроза мирному сосуществованию в мировом масштабе, особое значение приобретает межконфессиональный диалог, просветительская деятельность.Очень важно, чтобы эту деятельность осуществляли не только религиозные общины, но и широкая общественность, учреждения культуры, а власть соблюдала бы принцип равноправия конфессий.

  • Отдел религии комитета по делам национальностей Тюменской области проводит большую работу по развитию толерантности, осуществлению диалога между конфессиями. Однако возникает вопрос, насколько эффективна эта работа, в чем заключаются причины того, что на протяжении длительного времени не решаются актуальные проблем, связанные с духовно-нравственным развитием общества.

  • Ислам – религия единая, хотя и многоликая. Он дошел до нас в первозданном виде, не менялся на протяжении тысячелетий. Однако в религию примешивается искусственность, проявляется фанатизм, хотя Коран строго предупреждает о недопустимости фанатизма в религии, входят в моду ненужные подражания, из-за чего среди верующих возникают досадные недоразумения.

 

Из сказанного выше вытекают следующие выводы.

Во-первых, назрела необходимость создания в регионе исламского просветительского центра.

Во-вторых, требуется, чтобы блюстители закона были ознакомлены с основами религий, исповедующихся в стране, в том числе Ислама. Ведь из-за некомпетентности отдельных блюстителей закона предъявляются порой тяжкие обвиненияв «ваххабизме» к тем,кто просто неукоснительно выполняет предписания Корана.

В-третьих, чтобы органами власти строго соблюдался принцип равноправия конфессий.

Бибинур Сабирова. Тюмень.

 

 

.