Открытое письмо губернатору Тюменской области PDF Печать E-mail
Җәмгыять һәм тормыш
21.11.2023 14:09

                                  ОТКРЫТОЕ ПАИСЬМО 

Губернатору Тюменской области  Моору Александру Викторовичу 

от журналиста Сабировой Б.Н. 

          Глубокоуважаемый  Александр Викторович! 

Обращаюсь к Вам, гаранту реализации контитуционных прав граждан нашей области,  с намерением обратить Ваше внимание на то, что родной  язык  коренного народа Западной Сибири  - татар, населяющих территорию Тюменской области, оказался  на грани исчезновения. Вместе с родным языком исчезает культура. Вопрос этот является актуальным и для нашего государства, если учесть,  что одним из важных условий сохранения целостности и благополучия многонациональной Российской Федерации является ее национально-культурное обустройство, создание условий для гармоничного развития всех этносов, сохранение этнической самобытности каждого населяющего   страну народа.  

Органы образования нашего региона давно уже перестали  предоставлять общественности количество детей-татар, лишенных возможности изучения родного языка в системе школьного образования. По подсчетам представителей общественности, родной язык не изучает более 80% детей-татар школьного возраста, что является свидетельством того, что нарушено конституционное право детей-татар на изучение родного языка из-за отсутствия условий для его изучения.  

По выводам ЮНЕСКО, если 30% детей не изучает родной язык, язык этого народа обречен на исчезновение, а у нас 80-85 роцентов!    

Заранее прошу прощения  за то, что послание мое будет длинным, так как на протяжении последних более двух десятков лет на свои просьбы и обращения в органы власти  получаем лишь отказы в виде отписок, как будто мы, граждане страны,  обращаемся к власти за милостыней, а не с просьбой  о реализации наших законных прав. Поэтому я решила глубже раскрыть истинное - плачеваное состяние татарского языка и культуры на конкретных примерах и фактах, которые  являются ярким доказательством нарушения конституционного права коренного населения региона на сохранение и развитие родного яхыка и культуры. 


Мной было направлено обращение к Вам  на адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript и председателю областной Думы. Из Вашего аппарата ответа не было, возможно мое обращение не дошло до Вас. 

Дума переслала мое обращение в Департамент образования и Комитет по делам национальностей - от них  пришли ничего не значащие шаблонные ответы - отписки, которые убедили меня в том, что серьезного внимания на него не обратили государственные служащие. 

В своем ответе председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению госпожа И.Б.Соколова сообщает: «В Тюменской области одним из приоритетов реализации государственной национальной политики Российской Федерации является сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения, а также…»  

Госпоже Соколовой, и не только ей,  хочется сказать, что для татар Тюменской области, как и всей страны,  овладение русским языком в совершенстве является естественной потребностью, и они усердно изучают его. В этом смысле русский язык не нуждается в пропаганде, адресованной татарам.  Мы не говорим, что родной язык нужно изучать вместо русского языка, а ратуем за то, чтобы он изучался наряду с государственным русским языком, как гарантировано Конституцией РФ, ибо родной язык также ничем не заменить, и изучение родного языка не наносит ущерба изучению  русского языка.  Наоборот, владение родным языком обеспечивает осознанное восприятие русского языка, русской, мировой культуры, обеспечивает гармоническое развитие личности. Наличие условий для изучения родного языка наполняет душу  гражданина страны ощущением равноправия, любовью к Родине – это аксиома, доказанная  наукой, многолетней практикой, самой жизнью.  

Почему разъяснять это государственным служащим должна я, разрывая свое сердце?!  Другое название исчезновения  в нашей стране нерусского языка - это русификация. 

           Экскурс в недалекое прошлое 

Чтобы раскрыть причинно-следственные связи, заглянем в недалекую историю.  Национальное образование, успевшее дотичь достаточно высокого развития в первые годы СССР, начиная с 60-х годов прошлого века, начало претерпевать  ущемление. Воспитавшая несколько поколений высоконравственных, преданных Родине патриотов, татарская школа №7 города Тюмени закрылась в начале 70-х годов. В те же годы татарская школа № 15 города Тобольска превратилась в русскую школу, исключив  преподавание татаркого языка. 

Еще в конце 60 годов преподавание во всех национальных школах было переведено в одночасье на русский язык в связи с тем, что начался процес создания “единой советской общности” с единым русским языком. Главным идеологом этого движения был первый секретарь ЦК Коммунистической партии Никита Сергеевич Хрущев. То, что в результате обученя детей с первого класса начиналось на мало понятном детям русском языке затормозило мыслительную деятельнось детей и значительная  часть их оказалась в школах для умственноотсталых детей,  Никиту Сергеевича  не волновало. По этому поводу он сказал делегации из Казани, которая прибыла к нему  с намерением убедить в пагубности этого опыта: “Пройдет несколько поколений, и люди забудут об этом”. 

Не забыли люди. Всяческое притеснене языков нерусских народов и явилось одной из причин развала СССР, хотя  тогда  в  сохранившихся национальных школах родной язык преподавался в полном объеме, была еще крепка система национального образования, забота о национальных языках со стороны органов власти не прекращалась. В 50-е годы в Тюменской области было 156 татарских школ, к началу 90-х годов  было 118, в настоящее время -  48-49.

 Уроки итории не учитываются

Уроки истории не учтены, сегодня идет процесс формирования “единой российской нации”, русскоязычной, в рамках этой идеологии языки нерусских народов подвержены уничтожению, вопреки гарантии Конституции РФ на создание условий государством на сохранение и развитие языков нерусских народов.       

Родной язык татар в нашем регионе исчезает автоматически из-за того, что  из года в год уменьшатся количество детей, изучающих родной язык в системе школьного образования. Городские дети вообще лишены возможности изучать родной язык.   В  90-е годы  в школах  города Тюмени  обучалось 5000 детей-татар, в Тобольске – 3000 детей-татар, лишенных возможности изучать родной язык. Теперь детей-татар в городах стало в разы больше в результате оттока сельского населения, имеющего детей школьного возраста,  в города. По показателям  прежней переписи населения (2010), только в трех городах - Тюмени, Тобольске, Ялуторовске – проживало 55%  татар юга тюменской области. С тех пор прошло более десяти лет, отток семей из сел продолжается. 

Начиная с начала 2000 годов до сегодняшнего дня,  закрыто 70 татарских школ в результате оптимизации финансовых средств.  Детей из закрытых школ, как правило,  перевели в русские школы, и ни одна из этих школ даже не попыталась организовать обучение их  родному языку.   В ответе Департамента образования на мое обращение сказано, что школы, принявшие детей из закрытых татарских школ, продолжили обучение детей родному языку – это неправда. Ни одна школа не сделала этого!   

На просьбы татар открыть татарскую школу или гимназию в Тюмени и Тобольске руководители соответствующих органов лишь отмахиваются, говоря, что вопрос обучения детей-татар городов родному языку решен – в школе № 52 города Тюмени и №15 в Тобольске преподается татарский язык. Делают это, заведомо зная, что это школы со смешанным национальным составом учащихся, татарский язык в них изучают только желающие, и я преподается он в урезанном до минимума объеме, который не обеспечивает овладение языком. К тому же, находятся они на окраинах городов, могут обучать детей только своей небольшой округи, вмещают ограниченное количество детей. А в городах детей-татар тысячи, и они не могут изучать родной язык.           

          Русификация татар идет быстрыми темпами. 

Даже  учащиеся сельских школ в татарских деревнях затрудняются разговаривать на родном языке.  из-за чего обрывается духовная связь детей с дедушками и бабушами в преклонном возрасте, дети отторгаются от национально -культруных ценностей народа - из чего  народ черпает духовные силы.  В последние годы в татарских деревнях начали поселяться русские семьи, их привлекают татарские деревни тем, что, по их словам, в них «спокойнее». Пусть поселяются, гостеприимные татары принимают их радушно. Все бы было хорошо, если бы они не проявляли свое высокодержавное  чванство.  Они начинают устанавливать свои правила, им недостаточно обучения всех предметов на русском языке, требуют,  чтобы и внеклассные мероприятия проводились  в школе только на русском языке. Если в школе появится один русский ученик, то школа всю учебно-воспитательную работу переводит на русский язык. 

Я присутствовала в одной из старинных, больших  татарских деревень на торжественной линейке средней общеобразовательной школы, посвященной началу учебного года. Эта школа с татарским этнокультурным компонентом славится высоким уровнем преподавания татарского языка, учитель татарского языка имеет высокие правительственные награды.  Торжественное мероприятие  от начала до конца прошло только на русском языке, не прозвучало ни одного татарского слова, ни одной ноты татарской музыки, даже выпускники детского сада, поступающие в первый класс, читали стихи только на русском языке. После этого мероприятия я решила посетить классный час на тему «Семейные ценности», который предстояло провести учителю татарского языка. И здесь я не услышала ни одного татарского слова.  Мало того, учитель вела беседу о ценностях семьи, но даже не коснулась ценностей татарской семьи.  После я задала ей вопрос, почему так. Она ответила: «В классе есть одна русская девочка, попробуй заговорить на занятии на татарском языке, прибежит ее мать, поднимет скандал». Согласитесь, комментарии по этому поводу излишни. Мне не удалось увидеть в этой школе какой-либо татарский этнокультурный  компонент, на что уповают, когда идет речь о проблемах татарского языка, как будто некий компонент является условием для сохранения родного языка. Я тогда  не  выпустила в печать заметку  об этом событии во избежание того, чтобы уважаемая мной учительница татарского языка не попала в опалу за свои слова, из этих же соображений не называю школу и сейчас. 

В 2013 году мной было выявлено, что ни одна из школ с татарским этнокультурным компонентом не приняла модуль «Основа исламской культуры». Некоторые директора шол  оправдались: " Заретил глава района".  Раз так, раз диектор школы потавлен в такое положение, что вынужден бепрекословно выполнять любое беззаконное требования руководителя вышестоящего органа, то теряется смысл сохранения термина  «школа с этнокультурным компонентом», лучше бы упразднить его во избежание спекуляции им. К тому же, именно по воле таких директоров родной язык переводится на факультатив – изучение языка на основе добровольности. 

В регионе создалась такая атмосфера, что  отказ от родного языка воспринимается признаком высокой цивилизованности, этой бредовой мыслью заражены не только директора школ, но и некоторые лидеры татарского движения.  Видимо, по этой причине и телепередачи для татар, о татарах, ведутся на русском языке. Татарские лидеры сами  доносят до руководителей области информацию о состоянии родного языка в приукрашенном, искаженном виде: все прекрасно, нет никаких проблем.  Выступая с высоких трибун в таком же духе, они вводят в заблуждение руководителей области и своих соплеменников, затуманивая их сознание.   

Отсутствие у сегодняшнего поколения татар речевых навыков на родном языке  подтвердилось и на конференции учащихся школ с татарским этнокультурным компонентом, проведенной ТОГИРРО на грант Министерства Татарстана. Все доклады учащихся прозвучали на русском  языке. На вопросы членов жюри на татарском языке учащиеся не смогли ответить на родном языке, отвечали только на русском. 

Удивляться этому не приходится, так как  в обществе отсутствует мотивация применению  родного языка, так как в общественной жизни он не применяется. Все мероприятия  для татар, с участием татар - собрания, конференции, даже семинары учителей татарского языка, заседания Совета областной НКА, - проводятся на русском языке. В начале 90-х годов на съездах татар, больших мероприятиях губернатор Леонид Рокецкий и  его заместители просили, чтобы рядом с ними садились  переводчики, этим они давали возможность участникам мероприятия выступать на родном языке. К сожалению, все это осталось в прошлом

Теперь у детей и у взрослых, наверняка, возникнет вопрос, зачем изучать родной язык, если он нигде не используется. 

В области есть одна-единственная школас этноультурным компонентом  – Юрт-Андреевская Тюменского района, где учащиеся-русские не пропускают  уроки татарского языка, изучают его  с удовольствием, счастливы тем, что овладевают  языком своих друзей-одноклассников.  И русский язык в этой школе на высоте, и воспитательная работа на высоком уровне, царит обстановка истинного интернационализма, дружелюбия,  благодаря тому, что создана непринужденная обстановка национально-русского двуязычия. А ведь до прихода на должность директора Рауфы Алеевой прежними директорами этой школы татарский язык был переведен на факультатив, куда ходили только желающие, многие родители, не только русских, но и татарских детей,  были довольны тем, что их дети освобождены от изучения татарского языка – «ненужной нагрузки». Для достижения такого благополучия, поднятия престижа родного языка,  директору школы, по квалификации учителю русского языка и литературы, пришлось потрудиться в плане разъяснительной работы с родителями. Теперь и родители убедились в том, что национально-русское двуязычие способствует повышению эффективности  всей учебно-воспитательной работы, дети становятся искреннее, эрудированнее. Опыт этой школы не изучается, не обобщается, не доносится до директоров других школ. Одна я горжусь своей ученицей, сумевшей создать такую благоприятную атмоферу в школе.   

Кстати, о важности развития в нашей стране национально-русского  двуязычия вразумительно сказано в «Концепции национальной политики РФ, принятой в 2012 году, на котором базируется национальная политика нашей траны. Однако на это положение Концепции руководители органов управления не обращают внимания, очевидно,  по той причине, что этот Документ страдает множеством противоречий, и каждый человек может интерпретировать его положения по своему усмотрению. 

Случаи нарушения конституционного права детей на изучение    

                                     родного языка 

Нарушение конституционного права детей на изучение родного языка допускается в каждом городе, в каждом районе компактного проживания татар. Ограничусь упоминанием лишь одного из них.   В деревне  Шатаново  Ярковского  района  закрыли начальную школу, где обучалось 40 детей, вот уже на протяжении около 20  лет школьников  из этой деревни возят в русскую Аксаринскую школу, что  в четырех километрах. В Шатанове нет рабочих мест, мужчины работают вахтовым способом вдали, молодые мамы  занимаются домом и воспитанием детей, малолетних могли бы растить в родном очаге, сохраняя их здоровье, но… увы! Они вынуждены  возить своих младенцев с ясельного возраста   в русский детский сад в Аксарино. Они выходят с ними  из дома ранним утром на остановку, ожидают прибытия школьного автобуса из Аксарино и в снежную пургу, и в дождь. Причина этого заключается в том, что директор Аксаринской школы, проводя беседу с молодыми мамами села Шатаново, строго предупредила их: «Со своими малышами с первых дней появления их на свет  разговаривайте только на русском языке! Если они не будут хорошо знать русский язык, я их в свою школу не приму!».  

Убедительную просьбу населения этой деревни о создании на базе пустующего школьного здания детского сада, районная власть не удовлетворила. И специалист есть, проживает в этой деревне. Воспитываясь в этом детском саду,  малыши параллельно овладевали бы русским языком на онове родного языка, получали бы гармоничное развитие, полноценную подготовку к обучению в русской школе, и здоровье бы у них сохранялось. Не захотела власть по-человечески решить этот вопрос.

В том же районе в одной округе закрыли школы в шести   татарских деревнях,  в том числе в большой, крепкой  деревне Тарханы, где обучалось  более 100  детей, не оставили там даже 1-й класс. Школьников  из этих  деревень возят в  школу, расположенную в пришедшей в упадок  деревне  Старая Александровка, именно там было построено двухэтажное кирпичное здание  для школы, а деревянные здания школ в татарских деревнях не ремонтировались в течение многих лет, что послужило дополнительным поводом для закрытия их. В недавнем прошлом количество детей-татар в Старо-Александровской школе  доходило до 98% от общего количества школьников, а татарский язык не преподавался и не преподается. 

В те дни, ведя беседу  в качестве журналиста с заместителем главы этого района по социальным вопросам ( Андроповой) касательно таких  безобразий, получила  ответ: “Теперь у нас нет национальных  школ, и мы не обязаны заниматься преподаванием татарского языка”.  

Поле того, как подняла тревогу областная организация татарских женщин «Ак калфак» по этому поводу в виде обращения к губернатору, по распоряжению бывшего губернатора Владимира Владимировича Якушева,  в этот район была отправлена комиссия. Она выявила больше безобразий в сфере национального образования в этом районе, чем было указано в обращении к губернатору. Однако, «воз и ныне там», ничего не изменилось. 

     Причины создавшегося положения   

В национальной политике РФ произошел крен в сторону русификации народов России: взяли курс на создание единой «российской нации» с единым русским языком.  

В начале 2000-х годов шовинистически настроенные политики во власти добились в этих целях  упразднения статуса национальной школы, заменив его этнокультурным компонентом. Вместо родного языка, истории, культуры народов оставили лишь некий компонент в школьном учебно-воспитательном процессе. А этот “компонент” каждый  работник образования или руководитель школы понимает по-своему, в соответствии со своим уровнем культуры, образованности, подготовленности для работы в такой школе.  Да и нигде они не могут получить такую подготовку, не определено, что включает в себя этот компонент, как, в каком объеме включать его  в учебно-воспитательный процесс. Как показывает практика, иногда реализация этнокультурного компонента сводится лишь к сохранению татарского имени.  От директоров зависит многое в школах,  но с ними ни органы власти, ни областная национально-культурная автономия, с которой взаимодействуют органы власти, передав ей все полномочия по решению татарских вопросов, не работают.  

В те же годы, в начале 2000-х годов,  ликвидировали отдел национальных школ при Министерстве образования РФ, научно-исследовательский институт национальных школ и его филиалы в регионах, которые разрабатывали программы, методику преподавания родных языков, создавали учебники. 

Соответственно и в нашем регионе руководители системы образования живо откликнулись на волну нашествия на национальное образование сверху: демонтировали систему татарского национального образования.  Упразднили должности – штатные единицы специалистов  по национальному образованию в департаменте образования, ТОГИРРО, городских и районных  управлениях образования, в результате чего возникло множество проблем в сфере преподавания татарского языка.  Дело доходило до того, что работники отделов образования начали требовать, чтобы программы, планы уроков учителя татарского языка писали на русском языке,  недолго оставалось до того, чтобы возникло требование преподавать татарский язык на русском языке. Проводят же семинары учителей татарского языка на русском языке. Неизвестно, до чего бы они дошли со своими требованиями, если бы не подняла тревогу по поводу таких случаев та жн областная организация татарских женщин. 

В последние годы департамент образования превратил  школы с татарским этнокультурным компонентом в филиалы русских школ, что может привести к полному игнорированию роли родного языка и духовно-культурных ценностей народа в формировании личности ребенка, окончательному изгнанию родного языка из этих филиалов.  

          Пагубные для родных языков расхождения 

Вопреки возникновению потребности переосмысления вопроса национального воспитания в связи с внешними вызовами,  наблюдается несовместимое расхождение между реальной национальной политикой государства  и четко заявленной позицией главы государства по национальному вопросу. Вот что сказал Президент РФ Владимир Владимирович Путин, выступая 30 августа 2002 года перед делегатами Всемирного конгресса татар: “Полная дурь и бред, если кто-то где-то запрещает в многонациональной стране изучать родной язык или препятствует этому. Абсолютно недопустимо, вредно для страны в целом. Россия – это средоточие такого национального, культурного, языкового богатства, которого в мире нигде нет. В этом как раз сила нашего государства”. Проходят годы, а чья-то дурь и бред продолжают  препятствовать развитию татарского языка и культуры в нашем регионе.

   Наши политики не скрывают свое,  глубоко ошибочное,  мнение о том, будто развитие родных языков и культур угрожает целостности Российского  государства, во избежание этого пытаются возродить имперский дух царской России. На самом деле именно уничтожение родных языков может привести к развалу страны на мелки куски. Страшно даже подумать об этом. Мы хотим жить  в Великой России, но быть свободными личностями, чтобы соблюдалось равноправие народов. Нас сильно настораживает то, что группа политиков стремится возродить имперский дух царской России. 

Русификация порабощенных нерусских народов была составной частью национальной политики  царской Российской империи,  что было  связано с насильственным крещением народов. Когда к середине 19 века царизм окончательно убедился, что карательные меры не дают в этом деле желаемого результата среди татар, было принято решение создать  внешне мирную  изощренную систему  обрусения их, эту задачу мог претворить в жизнь только умный, образованный  человек.  Система сия  была создана широко эрудированным, владеющим татарским языком, хорошо знающим Ислам, обычаи, традиции татар ученым-востоковедом, профессором Казанского Императорского университета, членом-корреспондентом Императорской академии наук, миссионером  Николаем Ивановичем Ильминским (1822-1892). В основу этой системы была заложена затаенная идея: 

1. Лишить татар родного языка, который они называют материнским языком. Именно родной язык сохраняет у татар родственные связи, связь между поколениями, приверженность к национально-культурному достоянию народа. 

2. Ослабить Ислам, превратить его  в народные традиции. Исламская философия сильная, она способствует сохранению национального духа. 

3.Лишить татар халяльной продукции, исключающей алкоголь, так как трудно сломить дух народа, ведущего трезвый образ жизни.  

Второй и третий пункты – темы для отдельного разговора, и в этих сферах проблем полным-полно. Ведя разговор о родном языке, я выделяю первый пункт, так как с ним созвучны определенные Законы, принятые Государственной Думой. 

 Вот как  сформулировал идею русификации министр народного просвещения царской Российской империи Шварц Александр Николаевич  ровно 115 лет тому назад в годы черной реакции, в апреле 1908 года: “Необходимо неуклонно отстранять всякие притязания инородцев на какую бы то ни было обособленность и национализацию школы. Руководящим началом должна быть единая русская государственная школа на всех ее ступенях и для всех без исключения инородцев империи”. 

1 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон №309 “О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации (в части изменений понятия и структуры государственного образовательного стандарта)”. Закон отменил трехкомпонентную  структуру  государственного стандарта образования. Национально-региональный и школьный компоненты из государственного стандарта образования были исключены. Закреплено единство образовательного пространства Российской Федерации. Изучение и преподавание нерусских родных языков, родной культуры и истории своего народа, которые осуществлялись в рамках отменённых компонентов, оказались вне правовой защиты и конституционных гарантий. 

Очевидно, что идейной основой закона №309 является реанимация имперского шовинистического духа.  Он принят с нарушением многих норм Конституции Российской Федерации, всех общепризнанных принципов и  норм  международных прав и международных договоров о защите языковых прав народов. Нарушен принцип равноправия народов Российской Федерации, провозглашенный в Преамбуле Конституции РФ. Проигнорирована статья 55 Конституции, согласно которой “в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина”. Законом №309 нарушены языковые права нерусских народов РФ и каждого ее гражданина, закрепленные и гарантированные Конституцией РФ. Он не совместим  со статьей 68 Конституции РФ, которая гласит: “Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».  

 В действительности органами власти нашего региона игнорируется фраза «создание условий для его (языка) изучения и развития», предоставляется только «право на сохранение родного языка».  

Первым шагом по реализации закона №309 стал запрет государственной (итоговой) аттестации обучающихся (ЕГЭ) на родных нерусских языках. Запрет введен приказом Министерства образования и науки РФ № 362 от 28 ноября 2008 года. Исключение национального компонента из государственного стандарта образования и запрет ЕГЭ на родных языках (значит, и по родным языкам) лишил законодательной защиты сохранение и развитие национальных языков и культур в сфере школьного образования. При такой системе не приходится говорить о полноценном преподавании родного языка, о сохранении и его развитии, несмотря на самоотверженный труд учителей родного языка, достижение  определенных успехов талантливыми учителями, чьими усилиями пока в какой-то степени сохраняется язык. 

Закон о добровольности изучения нерусских родных языков,  исключающий родные языки из числа обязательных предметов, больно ударило по татарскому языку и в нашем регионе. Значительное количество школ перевело родной язык на факультатив, на который ходят только желающие, он проводится в конце учебного дня, после обязательных уроков, и уставшие дети не хотят оставаться на этот «лишний» час, который, к тому же,  не может обеспечить овладение языком.  О добровольности изучения родного языка в Конституции ничего не сказано. Значит, и этот Закон принят в обход Конституции, основного Закона РФ, а страна обязана выполнять его беспрекословно, вот в чем заключается парадокс, который вводит в заблуждение и государственных служащих и  рядовых граждан. 

           О неудачном опыте  решения национальных  вопросов говорили и  за рубежом, когда  обсуждали проект  «Концепции национальной политики РФ», принятой в 2012 году. Например, культуролог, кандидат философских наук Лариса Бельцер-Лисюткина (Германия) сказала: «В 90-х была попытка внедрить в немецкий язык понятие «ведущая немецкая культура», которая с блеском провалилась….  Никакое многонациональное государство имперского типа не может создаваться на основе провозглашения и законодательного закрепления культурной гегемонии статистически самой многочисленной нации. Что из такого правового статуса вытекает, мы видим на многочисленны

          Родной язык, национальное образование, национальная культура  неразрывно связаны между собой, а основой национальной культуры является язык – код и душа народа. В первые годы демократических преобразований в стране татарской общественности удалось добиться многого в плане возрождения татарского языка и культуры при поддержке Правительства Тюменской области. Не углубляясь, отмечу лишь то, что исчезло из того, что было создано в  начале  90-х годов прошлого века. 

         Аннулирование достигнутого началось с закрытия областного Центра татарской школы (1997), что явилось катастрофой для национальной культуры татар нашего региона.  

         Областной Центр татаркой культуры был создан по инициативе специалиста по культуре и искусству  высокого класса Фарита Хакимова и в 1990 году  взят на баланс Правительства Тюменской области как  государственное учреждение.  

          Вместе с ликвидацией областного учреждения культуры рухнула и до сих пор не восстанавливается система организационно-методической службы по татарской культуре в регионе. 

         Областным Центром татарской культуры велась  многогранная работа по возрождению национального искусства на профессиональной основе. Городским, районным, сельским очагам культуры  оказывалась Центром действенная методическая помощь, проводились для работников культуры семинары, мероприятия культурно-просветительского характера с охватом большого количества татарского населения. Из других регионов страны приезжали в Тюмень  работники культуры для ознакомления с опытом работы Центра. 

          Одной из причин закрытия областного Центра татарской культуры, ютившегося в одной комнате сначала в ДК «Строитель», затем в ДК «Геолог»,  было нежелание областного Комитета по культуре выделить ему отдельное достойное помещение. 

         Театральный коллектив при «Ак калфак»» «Сафар» («Путешествие»), успевший завоевать популярность среди татар нашего региона, который мог стать базой для создания профессионального театра, распался из-за того, что негде было проводить репетиции после закрытия областного Центра татарской культуры. 

         В результате оптимизации, произошедшей в начале 2000-х годов, закрылись не только школы, но и многие сельские клубы  и библиотеки  в татарских деревнях.  

Самая драматичная страница истории татарского национально-культурного движения -   это то, что  на корню провалился  проект создания татарской гимназии в городе Тюмени. «Дополнительное учреждение образования для татарских детей»,  открытое в 1995 году как база для  создания и поэтапного развития татарской гимназии, стало лишь площадкой для организации различных кружков. Открытия этого учреждения в 1995 году добилась  областная организации татарских женщин «Ак калфак»  при поддержке незабвенного защитника национального образования  Виктора Гавриловича Новикова (ныне покойного), заведовавшего в те годы областным отделом народного образования, но руководитель учреждения не допустила участия этой организации в процессе организации его работы. 

 Городской отдел образования изначально пошел по пути  недопущения создания татарской гимназии, и не допустил. Назначил директором учреждения не специалиста по образованию, а культработника, которому позволил разместил это учреждение в крохотном помещении в жилом доме в поселке Прафеново.  Оно не могло стать гимназией, превратилось в Центр гуманитарного развития детей «Этнос» для детей всех национальностей и диаспор, населяющих город Тюмень с молчаливого согласия лидеров татарского движения. 

          Позднее, когда обсуждалось письмо группы представителей татарской общественности Тобольска и Тюмени, направленное в адрес Президента  РФ Владимира Владимировича  Путина и Президента РТ Рустама Нургалиевича Миннеханова (в середине 2000-х глдов) с просьбой оказать содействие в открытии татарской гимназии в областном центре Тюмени, возвращенное в Тюмень для рассмотрения соответствующими местными органами власти,  тогдашний начальник Департамента образования  Ирина Николаевна Лысакова заявила: «Не будет татарской гимназии в Тюмени! Мы не позволим татарам изолироваться от общества!». 

В  городе Тюмени существуют гимназия русской культуры, православная гимназия, школа с углубленным изучением иностранных языков (№21),  скоро откроется школа казачьих традиций, обучающиеся в них не изолируются, и учащиеся татарской гимназии не изолировались бы от общества, как бывшие татарские школы Тюмени и Тобольска не изолировали татар от окружающего мира.  Просто не допускается создание татарской гимназии. Разве это не демонстративное нарушение принципа  равноправия народов, гарантированного Конституцией РФ? 

В 1995 году был открыт  отдел национальных литератур при  областной научной библиотеке, который  вел плодотворную многогранную культурно-просветительскую работу и с татарским населением,  оказывал методическую помощь сельским библиотекам,   в комплектовании библиотек  национальной литературой. В 2003 году ликвидировали и этот яркий очаг национальной культуры. 

В 1990 году  была создана при областном институте усовершенствования учителей лаборатория по изучению истории, языка, культуры сибирских татар с семью штатными единицами, на стыке 20-21 веков ее ликвидировали.

Прекратилась подготовка учителей  татарского языка по многим причинам – это тема для отдельного разговора.  Получившие  ранее образование учителя татарского языка стареют, приближаются к пенсионному возрасту. После их ухода на залуженный отдых преподавать татарский язык будет некому. Подготовка специалистов по татарской культуре никогда не осуществлялась в Тюменской области. 

На сегодняшний день ни областной департамент образования, ни ТОГИРРО не имеют специалиста по татарскому языку и национальному образованию - это еще один признак того, что система национального образования уничтожена. Состояние родного языка и культуры никем, никаким органом не анализируется, не выявляются проблемы. Глубокий застой в сферах образования и культуры, нерешенные проблемы  являются причиной того, что вновь и вновь возникают татарские общественные организации,  между которыми не утихают противоречия. Споры вокруг татарского литературного и сибирско-татарского языков также являются следствием того, что не выявляются, не решаются проблемы в этой сфере, что также является своеобразным тормозом на пути сохранения и развития татарского языка в регионе. Это на руку тем, кто заинтересован в исчезновении татарского языка в регионе. Нет научного центра, изучающего литературный и сибирско-татарский язык в едином русле, что является в настоящее время одной из самых острых проблем.  

Департамент культуры давно самоустранился от руководства татарской культурой. Его обязанности переданы Комитету по делам национальностей и общественным организациям, которые не занимаются этими вопросами в силу ряда причин. У Комитета по делам национальностей свои задачи – гармонизация межнациональных отношений путем выделения финансовых средств  из бюджета области для проведения отдельных культурных мероприятий, развитием культуры он не занимается и не может заниматься. Общественные организации, не имеющие ни своего бюджета, ни помещения, ни материально-технической базы, ни соответствующих специалистов, не могут осуществлять деятельность по сохранению, развитию родного языка и литературы, и по законодательству не могут они заниматься этим.  

 Надо бы уже перестать уповать в этом плане на национально-культурную автономию. В ФЗ о национально-культурных автономиях  сказано, что НКА имеют право создавать школы, гимназии, учреждения культуры, что не реально. Имеют право, а на какие деньги? Во-первых, у нас нет татарских олигархов, меценатов, какие были в дореволюционной России. Тогда тем, кто осуществлял благотворительную деятельность, предоставлялись особые льготы, что стимулировало их на пожертвования.  Самое главное, если даже создашь образовательное учреждение, –лицензию не сможешь получить.  В 2006-2007 годах была уже попытка создать татарскую гимназию на общественных началах, она провалилась. 

В Конституции РФ не сказано, что общественные организации обязаны осуществлять сохранение родных языков и культур, а четко сказано, что государство обязано создать условия для сохранения и развития национальных языков и культур. Выходит, и Закон о национально-культурных автономиях издан  в обход Конституции. 

Областная национально-культурная автономия может играть роль народного парламента, представляющего интересы своего народа перед органами власти, принимать участие в решении проблем органами власти. Она же эту роль не выполняет, а пытается дублировать деятельность учреждений культуры, что у нее получается не очень эффективно.   

По ответам органов власти на свое обращение я поняла, что  руководители органов власти не имеют никакого представления о положении дел в сфере татарского языка и культуры. Эти сферы в нашем регионе пущены на самотек, находятся  в  раздробленном состоянии, в глубоком застое, развитие отсутствует, нет системной работы, культура не может выйти за рамки фольклора и самодеятельности, традиционная культура держится на энтузиастах с горячими сердцами. Торжественные восторженные речи на открытии культурных мероприятий, произносимые почетными гостями, самовосхваление со стороны организаторов, праздничное настроение участников создает впечатление полного благополучия в сферах родного языка и культуры, внешний лоск прикрывает  актуальные проблемы. Таким образом, имитация движения, развития продолжается полным ходом.  

          Центр культуры сибирских татар города Тобольска

Комитет культуры города Тобольска запретил Центру культуры сибирских татар заниматься обучением родному языку детей-татар через сеть кружков, созданных им при школах, мотивируя тем, что учреждение культуры не имеет права заниматься обучением языку. омитетом культуры за сохранение самостоятельности.  Центр культуры сибирских татар хотели превратить в филиал какого-либо, любого,  учреждения культуры города. Руководивший татарским центром культуры  на протяжении многих лет Сафиулла Ильясов, по убеждению татар города,  сгорел в  борьбе с городскими органами власти за охранение самостоятельности татарского учреждения культуры - умер от рака.  После его кончины руководство Комитета по культуре города Тобольска не перестает менять директора татарского Центра культуры, производя одновременно сокращение штатов, оказывая всяческое  давление на руководство этого учреждения с целью  выдавливания национального духа из учреждения. По убеждению тоболяков, чем эффективнее работает вновь пришедший директор в пользу развития татарской культуры, тем быстрее снимается с должности. 

          Центр татарской культуры города Тюмени  

          После долгих и упорных хождений представителей общественности по кабинетам органов власти после закрытия областного Центра татарской культуры, в  2006 году  в Тюмени открыли «Центр татарской культуры», предоставив помещение в труднодоступной части города – в начале  улицы Щербакова, который нуждался в капитальном ремонте и реставрационные работы шли на протяжении 6 лет. К тому же, когда он открывался, по требованию лидеров сибирско-татарского движения, мэрия города отказала в назначении директором Центра победителя конкурса на замещение вакантной должности директора высококвалифицированного специалиста по культуре и искусству  Фарида Хакимова, вопреки решению общего собрания татар города назначить директором специалиста, победителя конкурса, вне зависимости от его этнического происхождения.  Решение общего собрания татар города было проигнорировано руководством города.  

         Под давлением делегации, состоящей из трех человек, которая угрожала устройством акта протеста, если будет назначен казанский татарин,  мэр города Тюмени Степан Киричук отменил свое распоряжение о назначении Хакимов Ф.Х. директором вновь созданного Центра татарской культуры. Если директором учреждения доволнительного образования для детей-татар для создания татарской гимназии был назначен работник культуры, то директором Центра татарской культуры был назначен учитель по образованию и опыту работы  (был переведен с дожности директора школы). И второй директор Центра татарской культуры имел педагогическое образование. Пр всем уажении к ним! 

         Фарит Хакимов – представляет четвертое  поколение казанских татар, переселившихся в Сибирь из Поволжья на основании  Столыпинской аграрной реформы (1911).  Его родина – Тюмень, он вырос здесь, среднее и высшее образование по культуре и искусству получил здесь, трудился здесь, но был выдавлен из сферы деятельности по своей специальности. Таким образом, глава города сам нарушил конституционное право гражданина страны на работу по специальности, допустил дискредитацию казанских татар по признаку их  этнического происхождения. Никому не было дела до того, что из-за этой  дискредитации татар даже органами власти, активные в национальном движении казанские татары Тюмени получали и моральные и физические удары, теряли здоровье, терпели унижения.  Кроме этого, данный случай явился ярким свидетельством того, что руководители органов власти в нашем регионе давно перестали вникать в проблемы, возникающие в татарском сообществе. В результате, страдают не только отдельные личности, но и культура народа. До сих пор не найден человек на должность директора Центра,  равного Фариту Хакимову по профессиональной подготовленности, организаторскому таланту, опыту работы в сфере татарской культуры. 

           Обратим внимание на сегодняшнее состояние Центра татарской культуры города Тюмени.

          В этом   закоулке микрорайона Зарека, где расположен Центр татарской культуры,  нет другого учреждения культуры,  потому его обязали оказывать услуги по культуре всему населению данной округи, по этой причине, особенно в последние годы, активизировался процесс выдавливания татарского языка из этого учреждения.  Там обосновался русский театральный коллектив, русская группа «Лошкари» и т.д. Из десяти  руководителей творческих коллективов художественной самодеятельности только  трое - татары. Родители участников детских русских коллективов все настойчивее стали требовать, чтобы мероприятия проводились только на русском языке.  К тому же, городской департамент культуры обязал Центр зарабатывать деньги, определив  большие суммы – и Центру ничего не осталось, как предоставлять помещение населению в аренду  для проведения  семейных праздников, что еще больше сокращает  возможности  развивать культуру. Исчез национальный колорит даже в оформлении Центра татарской культуры города Тюмени. 

           В  Центр татарской культуры и раньше было  сложно приводить детей из других районов города из-за неудовлетворительной обеспеченности  общественным транспортом этого отдаленного уголка города,  теперь он стал непривлекательным по указанным выше причинам. До Центра культуры доходит один - единственный маршрутный автобус с большими интервалами движения. Он, к тому же, не проходит через центр города, поэтому из дальних  районов города приходится ехать в Центр культуры на общественном транспорте с пересадками.  По совокупности причин, нет смысла татарину везти свое чадо в Центр татарской культуры для приобщения его к русской культуре, для этого он в своей округе может выбрать любой очаг культуры.   

           Ушедшая безвременно из жизни директор Центра татарской культуры Лилия Каримова сетовала, что они работают в основном с  татарами поселка Казарово, и то путем выезда туда, что невозможно  привлекать татар – горожан в этот отдаленный закуток города. 

           В свое время мы говорили, что расположенное в этом закутке города Центр татарской культуры не будет доступен расселившимся по всему городу татарам.  Ответ был таков: «Мы не можем иначе поступить. Если татарам дадим помещение в центре города, другие диаспоры тоже будут требовать  помещение в центре города». Оказывается, все беды сибирских татар возникают из-за того, что они  - коренной народ - приравнены к диаспорам, у которых вдали  есть свои государственные образования, где может сохраниться,  развиваться их культура. Родина сибирских татар - Сибирь,  в прошлом у них было свое государство на этой земле. Только здесь могут они сохраниться как этнос.

   У татар нет комплексной программы развития 

В начале 90-х годов Ассоциацией татар Тюменской области под руководством  ныне покойного Ильяса Рафикова, кандидата исторических наук, была составлена перспективная программа развития татарской культуры и принята первым съездом татар области (1990), но спустя много лет  она утратила свою значимость, устарела, предана забвению, а новая программа так и не появилась.  

Фаридом Хакимовым была создана комплексная перспективная программа развития татарской культуры, которую он представил на областной конференции татар в 2006году. Программа эта осталась невостребованной. Ведь она  была рассчитана на  деятельность областного учреждения культуры,  а его нет. 

Благо, не оскудевает Сибирская земля талантами, активно действуют фольклорные коллективы, которые одевает в сценические костюмы Всемирный конгресс татар. Однако  это уже  другая тема.

Нет ни в областном центре Тюмени, ни в Тобольске, являющемся центром сибирских татар, татарской школы с полноценным обучением татарскому языку,  библиотеки,  филармонии, театра, книжного издательства,  научного центра по изучению истории, языка татар. 

 Нет в областном центре, где проживает около 80 тысяч татар, помещения, куда  бы могли они приходить в любое время, где могли бы собираться  для обсуждения волнующих их вопросов, на базе которого могли бы развивать свою деятельность  общественные организации во благо общества. 

В соседней Курганской области численность татар  вдвое меньше, чем в нашей области, а у них есть областное учреждение татарской культуры, что  является  результатом  того, что татары там признаны коренным народом, и власть принимает соответствующие меры для развития их родного языка и культуры.

                                    Забота о детях  - нашем будущем 

          Самая запущенная сфера – это дети, подрастающее поколение татар, для них ничего не делается в смысле  приобщения их к родному языку, культурно-духовному достоянию народа.  Нет ни  телепередачи, ни  газеты на татарско-русском языке для детей, как требует ситуация, ни журнала или альманаха для них. Нет  национальных детских садов, имеющиеся детские сады в татарских деревнях обрусели. Нет централизованного органа, оказывающего им методическую помощь в плане обучения малышей параллельно родному и русскому языкам, приобщения к национальной и русской культуре. 

                                                    Выводы 

Прискорбно, что государственная идеология русификации проникает глубоко в народные массы, вносит разлад в общество, неприязненное отношение друг к  другу, обиды друг на друга в нашем многонациональном обществе. Иначе как объяснить такие явления: директор русской школы требует -  не сметь обучать ваших младенцев родному языку! Директор татарской школы  боится разговаривать на родном языке. Переселившийся  в татарскую деревню представитель русской национальности может диктовать, чтобы в школе с этнокультурным компонентом все мероприятия проводились только на русском языке. Заместитель главы Тюменского района может сказать: « У нас нет татарских деревень, есть деревни, где проживают представители разных национальностей». Русских националистов региона вдохновляет и то, что наша власть отгородилась от проблем татар, позволяя им лишь праздновать, петь и танцевать, проводить  конференции, которые не принимают решений, направленных на развитие, если принимают – не выполняют. Организаторы конференций по образованию предупредают их участников: на конференции проблем не поднимать!  

         Недавно Президент РФ Владимир Путин провел встречу с руководителями фракций Государственной Думы, не обошел и национальный вопрос: “Для того, чтобы сохранить Россию, которая является многонациональной и многоконфессиональной, нужно, чтобы представитель каждого этноса, даже самого малого, чувствовал, что это его Родина, другой у него нет, он здесь защищен, и он готов жизнь положить свою для того, чтобы защищать эту страну. В этом и заинтересован каждый из нас, к какому бы народу он ни относился, в том числе и русский человек. И если мы подумаем с этой точки зрения об этой проблеме, то мы поймем, что пещерный национализм, лозунг ”Россия только для русских” только вредит русским,  вредит России и способствует ее раскачке изнутри, а этого мы допустить не должны”. 

          Лучше не скажешь! 

         Понятно, что Законы, принятые Государственной Думой местная власть, метный пардамент  не могут т отменить. А ведь Конституция РФ жива и  в действии, органы власти обязаны неукоснительно придерживаться ее положений  при решении  любой проблемы, в том числе касающейся соблюдения прав граждан нашей страны на сохранение и развитие родного языка своей национальной культуры 

        Уважаемый Александр  Викторович! 

Для  восстановления в Тюменской области прав татар на изучение родного языка в школьной системе образования,  развитие национальной культуры,  в первую очередь, требуется: 

1. Разработать комплексную программу развития татар. 

2. Возродить систему татарского национального образования, начиная с Департамента образования и ТОГИРРО. Принять меры для наиболее полного охвата детей-татар обучением родному языку в системе школьного образования.   

3.  Открыть в двух городах – Тюмени и Тобольске - хотя бы по одной татарской гимназии или, следуя опыту Республики Татарстан, полилингвальные школы, в которых обучение ведется на трех языкх: русском, татарском и на одном из иностранных языков.  

4. Создать сеть татарских детские садов

5. Восстановить областное учреждение татарской культуры с предоставлением соответствующего здания, что сразу снимет множество  проблем с повестки дня.  

6. Создать научный центр для изучения языка, культуры, истории сибирских татар в едином русле с общетатарским языком,  культурой, историей татарского народа.  

7. Создать в городе Тюмени областную татарскую библиотеку. 

8. Создать татарское книжное издательство. 

9. Расходы на создание указанных учреждений, содержание штатов и т.д. включить в областной бюджет.

Выражу надежду татарского населения области на то, что  комплексная программа развития татар, если она будет создана, предусмотрит все  аспекты деятельности  по  сохранению татарского народа как нации. Есл не бедет создана и пущена в действие система сохранения и развития родного языка и культуры, то в скором будущем татары  Тюменского края превратятся в ряженый  музейный народ. Будут ли тогда нужен государству этот духовно опустощенный народ? 

Хочу обратить особое внимание на молодежный вопрос. 

Надо осознать, что  выросло поколение татар, которое сильнее тянется к национальным корням, чем предыдущие поколения, многие из которых  довольствуются тем, что помнят родной язык, могут слушать татарскую музыку, посещать конрцерты, национальные праздники. Сегодняшнее молодое поколение горит желанием принимать активное участие в возрождении, развитии родного языка и культуры. Многие из них не владеют родным языком, но, как ни странно, именно это больше стимулирует их к действию, потому что они остро чувствуют свою ущербность из-за незнания самого дорогого, что есть у народа - материнского языка.  Это поколение не обманешь песнями да плясками, оно другое, с трезвым умом и сильной волей. Многие из них посещают мечети, ведут трезвый образ жизни. Задача власти – направить их в русло позитивного развития во благо общества, во имя укрепления межнационального, межконфессионального согласия. А для этого важно создание государственной системы работы по развитию национальной культуры, направленной на наиболее полное удовлетворение национально-культурных, духовных запросов татарского населения края. 

        Глубокоуважаемый Александр Викторович 

Вот о чем хочу сказать в заключении. В этом письме я выразила не только свои мысли, но и боль татарского населения нашего региона об утрате родного языка и его надежду на создание соответствующими органами власти  условий для сохранения и развития родного языка и культуры, надежду  на то, что сегодняшняя власть исправит ошибки, допущенные ранее. 

Можно заставить человека замолчать, заблокировать компьютер, разгромить сайт пишущего человека, но нет силы, которая могла бы заставить человека думать, мыслить, размышлять, мечтать, надеяться, но только не каждый осмелится высказать свои мысли вслух.  Можно привлечь меня к ответственности и наказать за критику власти. Есть и такой закон, но с оговоркой «если критика необоснованная».  

А каким мерилом измерить вину критикующего человека, кто каким образом выявит необоснованность критики в адрес государственных служащих?  

 Я прошла долгий жизненный путь, стараюсь с пониманием относиться ко многим вещам, событиям, происходящим в последние годы, но не могу смириться с уничтожением родного языка моего народа, с унижением народа. Я не дойду до самосожжения в знак протеста, как произошла трагедия  с удмуртом Альбертом Разиным.  Я из тех, у кого в душе не перестает звучать возглас великого аварского поэта:

 … И если  завтра мой язык исчезнет, 

 То я готов сегодня умереть.  

                                     (Расул Гамзатов). 

         С глубочайшим  уважением -  

         Сабирова Бибинур Нигмадзяновна, 

ветеран педагогического труда; 

член Союза журналистов Республики Татарстан;         

 экс- руководитель областной общественной организации татарских женщин «Ак калфак» с 22-летним стажем (1994-2016). 

Уроженка деревни  Вторая Казанка Нижне-Тавдинского района, представительница третьего поколения татар, переселившихся из Казанской губернии в Тюменский край в 2011 году на основе аграрной реформы царской России. 

1935 года рождения. 

625048, г.Тюмень, ул.Карская, дом 36, кв.75

Тел. (3452) 40-24-74;  8-(909) 187-72-36

         E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

        Тюмень. 

 
 
Мәдәният

 

 

 
 
 

.